09.03.2005
Деловая газета "Бизнес"

Российские продавцы семян борются за выживание



МАРИНА НОСКОВИЧ, ЭЛЕОНОРА ПАХОМОВА

В России сажают все меньше овощей: дачники предпочитают им цветы. Однако развитию отрасли мешает высокая доля импорта: западные компании все активнее отбирают рынок у российских производителей. Причина - в том, что отечественные семена не выдерживают конкуренции с европейскими. Российские компании пытаются развивать производство, но у них не хватает денег - рынок не превышает $2 млн.

Основной покупатель овощных семян - огородники. В России дачные участки имеют 30 млн семей. Однако рынок стагнирует: по оценкам экспертов, в 2004 году российский рынок пакетированных семян составил $2 млн. В прошлом году было продано примерно столько же, в этом году роста также не предвидится. Основные покупатели овощных семян - пенсионеры - из-за монетизации льгот сокращают "огородную активность", считает замдиректора компании "Аэлита" (крупный производитель и дистрибутор семян) Ольга Астахова. "В этом сезоне наблюдается спад на 15% по "белым пакетам" (более дешевая немаркированная упаковка) по сравнению с прошлым,- говорит она.- По "цветным" (более дорогим) продажи идут на уровне прошлого сезона".
В последние годы цветы отбирают у овощных семян рынок. Если в прошлом году соотношение цветочных и овощных семян было примерно 50% на 50%, то в этом прогнозируется уже 40% к 60%.
"По погодным условиям Россия не предназначена для выращивания томатов и баклажанов,- говорит ведущий специалист холдинга "Российские семена" Александр Пароль.- Люди старшего поколения, которые охотно копались в земле, или умерли, или особых сил для этого не имеют, а молодежи проще купить овощи в магазине, а на участке посадить цветы". С ним соглашается главный агроном агрофирмы "Поиск" Надежда Харченко. "Чем ближе к столице, тем больше развито цветочное направление. Люди растениями занимаются для души. А для тела могут позволить себе пойти на рынок и купить там привезенное из других стран или регионов",- говорит Харченко.
Регионы, в которых все еще активно сажают овощи, производителей не спасают. "Там, конечно, не до цветов,- говорит Александр Пароль.- Выращивают и картофель, и свеклу, но обходятся они своими силами, используя собственные семена".
Тем не менее на рынок с каждым годом выходит все больше новых игроков, но в основном это мелкие компании, которые уже занимают 50% рынка. "Это фасовщики, которые предпочитают брать семена на вес, раскладывать их по пакетам и продавать,- говорит Александр Пароль.- Доходит до идиотизма, когда белорусские торговцы покупают у нас семена, пишут "белорусские семена, адаптированные для местного климата" и продают там".
Лидеры, занимающие более 50% рынка, остаются прежними: корпорация НК, агрофирма "Поиск", холдинг "Российские семена", "Аэлита", "Седек", "Гавриш", "Семко", "Лилия". Все они расположены в Москве.
Еще одна проблема для российских компаний - резкий рост импорта. На него приходится уже 75% рынка, причем иностранцы демпингуют.
Причина в том, что Россия не может вырастить качественных семян из-за отсутствия разработок: после распада СССР инвестиций в отрасль не делалось. В итоге компании импортируют семена из Голландии, Франции, Германии, Великобритании и Дании.
"В Голландии, например, на выведение одного сорта готовы тратить десятки миллионов долларов. У нас таких возможностей нет,- говорит начальник отдела реализации агрофирмы "Поиск" Владимир Захаров. Раньше были крупные семеноводческие хозяйства, была помощь со стороны государства, соглашается Надежда Харченко. Она добавляет, что еще одной проблемой является отсутствие грамотных специалистов. В итоге получается, что мы эти семена перекупаем, поэтому у российских компаний цена выше, говорит Ольга Астахова.
Для удешевления себестоимости российские компании пытаются развивать собственное производство, но его доля пока невелика. "У нас есть хозяйство на Северном Кавказе, где мы выращиваем семена цветочных культур. Политическая обстановка там сложная, но все равно приходится работать, делать нечего",- говорит Александр Пароль.
У российских компаний недостаточно средств для развития конкурентоспособного производства. "Помощи ждать можно только от государства, но на это рассчитывать не стоит. В бюджете выделен мизер - 50-70% от того, что требуется",- жалуется гендиректор компании "Гавриш" Сергей Гавриш.

Деловая газета "Бизнес"