Дилеры раскидывают сети. Как развиваются розничные автомобильные холдингиРОМАН ГУЛЯЕВ Первые дилерские сети в Москве появились в середине 90-х годов, когда существовавшие тогда дилерские центры стали расширять и портфель марок, и географию обслуживания. Но настоящий бурный рост пришелся на начало нынешнего века, когда автомобильный рынок стал резко расти. Дилерские сети подчас объединяют разные, непохожие марки, поэтому отношения между компаниями, бывает, широко не афишируются. Это касается, к примеру, холдинга, в который входит "Автоспеццентр Audi", дилерские компании по продаже Skoda, Nissan, General Motors, а также "Лада-Фаворит". В планах развития этой компании, как стало известно "Бизнесу",- строительство дилерского центра Peugeot. "К наиболее крупным и значимым сетевым игрокам дилерского рынка я бы отнес компании "Рольф", "Бизнес Кар", Musa Motors, "Независимость", "Мейджор-Авто" и группу компаний с различными названиями, в которую входит "Автоспеццентр",- говорит генеральный директор проектов Auto-Dealer.Ru Олег Дацкив.- Каждая, впрочем, развивается по своему направлению. "Независимость", скажем, ориентируется на марки PAG - люксовые брэнды группы Ford, но при этом развивает направление Volkswagen и Audi. А "Бизнес Кар" работает только с Toyota и Lexus и вкладывает только в эти марки". Все вышеназванные игроки начинали бизнес с иностранных автомобилей. Но есть на рынке и компании, которые идут к иномаркам от отечественных машин. Так, одной из самых активных компанией является "Автомир", чей портфель достиг 12 марок. А дочернее предприятие "АвтоВАЗа" - "Элекс-Полюс" - торгует не только всеми отечественными автомобилями, но и иномарками российской сборки (Hyundai, KIA), а также с недавних пор и машинами Volkswagen. "Таким компаниям на рынке гораздо сложнее,- считает Олег Дацкив.- Те, кто продавал отечественные автомобили, работали, и очень неплохо, с совершенно другим клиентам. А поменять психологию им уже не так просто". По прогнозу экспертов, в ближайшее время дилерские сети будут продолжать расширять как портфель брэндов, так и количество салонов. "Сейчас многие компании диверсифицируют свой портфель, не ориентируясь только на один брэнд,- говорит Дацкив.- Посмотрите: "Рольф", который долгое время занимался только Mitsubishi, принимается за чисто европейскую марку Peugeot. "Атлант-М", имеющий ведущие позиции по Volkswagen на рынках России, Украины и Белоруссии, планирует открыть дилерский центр Toyota". Такой путь помогает избежать риска: когда одна из марок в портфеле развивается в России чуть хуже, чем конкуренты, бизнес остается доходным за счет другой компании. Однако основной путь развития крупных сетей заключается именно в строительстве новых дилерских центров, но не в скупке существующих небольших дилеров. "Покупка бизнеса здесь не столь частый случай, чтобы можно было говорить о тенденции,- считает Дацкив.- Вспоминается только покупка "Независимостью" дилера Volkswagen компании "Арлан Моторс", который превратился в преуспевающую "Автоганзу". Не так давно дилер BMW "Автодом" приобрел компанию "Артекс", работающую в том же сегменте. А на те небольшие компании, развитие которых остановилось, покупатель не всегда найдется". По словам Дацкива, показательный пример в этом плане - выкуп холдингом "Атлант-М" дилера Audi компании "Мустер-Авто", который превратился в "VIP-центр на Садовом". "Переделать плохой салон с плохим имиджем в хорошую и динамично развивающуюся компанию в данном случае оказалось проблемой,- говорит Дацкив.- Особенно странно, что это произошло с такой компанией, как "Атлант-М", которая имеет колоссальный опыт работы с марками, входящими в семью Volkswagen". Деловая газета "Бизнес" |