09.03.2005

Швейцарским прокурорам вернули тайну следствия, разглашенную ими в СМИ



Министерство юстиции и полиции Швейцарии закрыло уголовное следствие против швейцарской федеральной прокуратуры, сотрудники которой подозревались в нарушении служебной тайны в рамках дела ЮКОСа. Такое решение принял чрезвычайный прокурор Ив Метр, сославшись на недостаточность улик. Он сумел установить лишь то, что федеральная прокуратура не передавала свои документы еженедельнику L`Hebdo, но обошел стороной остальные факты, фигурировавшие в жалобе, которая послужила основанием для начала следствия.

Расследование было начато министерством юстиции и полиции Швейцарии летом 2004 года в связи с поступлением жалобы компании МЕНАТЕП, мажоритарного акционера ЮКОСа, на нарушение служебной тайны в ходе оказания международной правовой помощи по запросу Генпрокуратуры России в деле ЮКОСа. 24 августа 2004 года вести следствие было поручено генеральному прокурору кантона Юра Иву Метру, получившему статус чрезвычайного генерального прокурора, и ему был предоставлен шестимесячный срок. Речь шла о том, что достоянием гласности стало служебное письмо, направленное 10 марта 2004 года федеральной прокуратурой на имя старшего следователя Генпрокуратуры РФ Салавата Каримова. В частности, выдержки из него были опубликованы в швейцарском еженедельнике L`Hebdo. Тогда же факты из письма были оглашены представителем Генпрокуратуры РФ на официальной пресс-конференции в Москве.

В письме от 10 марта федеральная прокуратура информировала, что приняла "незамедлительные предварительные меры", блокировав в Швейцарии все счета, так или иначе связанные с деятельностью компании ЮКОС и 20 ее акционеров. Фигурировала там и сумма блокированных средств – 6,2 млрд швейцарских франков, или $5 млрд (по тогдашнему курсу), которую и огласил в Москве представитель российской Генпрокуратуры.

Официально швейцарские власти блокировали упомянутые счета 26 марта 2004 года. Напомним, что эта мера была обжалована, и федеральный суд своим решением счел неправомерным блокирование большинства счетов. На счетах, которые остались блокированными, числится на сегодняшний день лишь около 100 млн швейцарских франков. Адвокаты этих компаний недавно обратились с жалобой в министерство юстиции и полиции, добиваясь разблокирования счетов.

"В рамках своего расследования господин Метр пришел к выводу, что не имеется достаточно улик, позволяющих доказать, что сотрудники прокуратуры нарушили служебную тайну. На этом основании он закрыл расследование",– говорится в официальном сообщении министерства. Ив Метр, со своей стороны, заявил: "Следствие позволило установить, что письмо, переданное в L`Hebdo, поступило не из федеральной прокуратуры". Он, однако, отказался отвечать на какие-либо вопросы по делу.

Известно, что господин Метр внимательно изучил архивы еженедельника и беседовал с его сотрудниками. Он также взял показания у представителей пяти банков – UBS, Dresdner Bank, BNP Paribas, Societe Generale и Credit Agricole Indosuez, в которых проводились обыски и чьи счета были блокированы федеральной прокуратурой. Сообщалось, что допросам подверглись пятеро сотрудников отдела правовой помощи федеральной прокуратуры, причем, как писала цюрихская газета Neue Zuercher Zeitung, один из них был отстранен от работы. Однако это никак не сказалось на выводах чрезвычайного прокурора.

В федеральной прокуратуре отказались комментировать решение о закрытии следствия. В беседе с корреспондентом Ъ глава отдела Хансъюрг Марк Видмер, однако, не выразил удивления таким решением. "Федеральный прокурор Валентин Рошахер и другие представители прокуратуры неоднократно заявляли, что в ходе оказания правовой помощи в деле ЮКОСа они действовали строго в рамках закона,– сказал он.– Выводы прокурора Ива Метра только подтверждают правоту этих слов".

ИГОРЬ Ъ-СЕДЫХ, Женева




КоммерсантЪ