10.03.2005

Вовочку в «Пятерочке» заменят Волк и Заяц



Пятерочка Компания «Агроторг», владеющая сетью магазинов «Пятерочка» выкупила права на мультфильм «Ну, погоди!», и уже заказала 19-ю и 20 серии: высвободился рекламный бюджет за 2004 год и в компании приняли решение «потратить его на что-то полезное народу». Сумма сделки не афишируется, однако аналитики говорят о сотнях тысяч долларов.

Права на использование фраз выкуплены у сценаристов и их наследников, права на персонажи — у режиссера и художника. Выпуск 19-й и 20-й серий «Ну, погоди!» заказан российской студии мультфильмов «Кристмас фильмс».

Идею доснять «Ну, погоди!» в «Пятерочке» объясняют тем, что высвободился рекламный бюджет за 2004 год, и в компании было принято решение «потратить его на что-то полезное народу».

Эффективный промоушн
Пока о том, что приобретение будет использовано в прямой рекламе сети магазинов, речь не идет. Хотя, по мнению экспертов, использование всенародно известных персонажей в продвижении продукта - ход, имеющий высокую эффективность. «Мультяшный» персонаж, как правило, – это яркий, четкий и положительный персонаж. Его имидж уже сложился, и компании его просто проецируют на себя, на свою продукцию, покупая этот имидж, как товар», - говорит Сергей Волчук, генеральный директор агентства "PaRallel PR & promotion company".

Ну, погоди!
Руководитель юридического отдела ЗАО «Усков и Партнеры» Марина Кузьмина, говорит о том, что известные персонажи, или аудиовизуальные объекты, как объекты авторского права – тема тяжелая. «У «мультяшного» персонажа есть как минимум автор, и есть художник. И вот для автора тут есть определенная свобода маневра по части прав: не всегда можно четко определить, насколько именно его герой используется в создании известного аудиовизуального образа.

Так что если в «Пятерочке» собираются использовать всем известные образы Зайца и Волка, то они правильно поступают, выкупая права на персонажей, - уверена Мария Кузьмина. - Сейчас так и не сложилось практики решения вопросов правообладания на известные персонажи. Первая сложность в том, что это было давно, вторая – что тогда не было понятия об авторском праве. Сегодня, если поднимать документы, правообладаеталями могут оказаться хоть пять человек».

Не мультяшные страсти
Российская практика использования известных «мультяшных» героев для продвижения продукции была ознаменована рядом крупных скандалов. Прежде всего, это связано со слабостями законодательной базы и российской судебной практики в области авторских прав. Идея использовать известные всему населению бывшей страны советов товарные знаки из мультфильмов, как мощного рекламного тарана, была осознана российскими производителями очень быстро, а правовое обеспечение существенно отставало от скорости полета промоутерской мысли бизнесменов. Однако известность «мультяшек» все-таки создала некий общественный резонанс, и на проблему обратили внимание. Однако юристы споткнулись о вопросы правообладания: студии, сценаристы, художники, авторы, придумавшие персонажи – все претендовали на авторство. В этой неразберихе предприниматели, желающие иметь «мультяшек» в рекламе, заключали договора с разными сторонами, что в итоге привело к ряду конфликтов. За мультики засудят не по детски Из-за «Ну, погоди!» в 2003 судились Александр Хайт (брат Аркадия Хайта, автора историй о Волке и Зайце), киностудия «Союзмультфильм» с ООО "ФРАТТ-НВ", использовавшем изображения этих персонажей на своей продукции (детская косметика).

Был конфликт и вокруг «Простоквашино» в 2002 году. Компания «Ландринъ» заключила лицензионное соглашение со студией «Союзмультфильм» по поводу продажи лицензий на использование персонажей созданных студией мультфильмов, а заодно обязалась защищать связанные с этими персонажами права студии. Кроме того, компания сама выпускала продукцию с использованием этих персонажей. Однако на тот момент правами на персонажей «Простоквашино» обладал и ОАО «Петмол». В итог был вскрыт конфликт интересов авторов «мультяшных» героев и студии.

Сырки и «Вини-Пух»
В том же 2003 году было судебное разбирательство между «Союзмультфильмом» и предпринимателем Александру Вольновым, выпускающим глазированные сырки "Винни-Пух".

В самом конце 2003 года правительство РФ выпустило распоряжение, согласно которому ФГУП «Киностудия «Союзмультфильм» стало обладателем исключительных прав на использование аудиовизуальных произведений, снятых на «Союзмультфильме» с момента создания и до перехода его на арендные отношения. Новый ФГУП стала официальным наследником «Союзмультфильма».

К этому моменту уже дано шло судебное разбирательство с американской фирмой Films By Jove (возглавляемую актером Олегом Видовым), которая одиннадцать лет назад приобрела права на прокат советских мультфильмов за рубежом. Теперь попытки оспорить эту сделку приобрели легитимное основание.

Однако закон об авторском праве и смежных правах для мультяшек по прежнему слаб, – например, 2004 год судился создатель Масяни Олег Куваев с компаниями, выкупившими права на образ «мультовой» девочки.

Михайлюкова Анастасия,

Деловой Петербург