10.03.2005
Деловая газета "Бизнес"

Чрезмерное поглощение хуже переедания



ИРИНА ДРЕМИНА

10 марта 1999 года The New York Times опубликовала сообщение об окончательном разделе крупнейшего американского производителя продуктов питания и табачных изделий RJR Nabisco. Таков был результат недружественного поглощения компании по технологии leveraged buy-out (LBO) - самого крупного в истории американского бизнеса.
Технология LBO подразумевает выкуп контрольного пакета акций предприятия на средства, взятые в кредит. Обычно речь идет о недооцененных рынком предприятиях, поэтому зачастую они покупаются значительно дороже, чем можно было ожидать. Далее компания-поглотитель подвергает предприятие реструктуризации, снижает издержки, продает непрофильные подразделения и выплачивает полученными деньгами долг по кредиту.
Пик подобного рода сделок в США пришелся на 1980-е годы. Его расцвету способствовало совпадение нескольких благоприятных факторов. Во-первых, на рынке было представлено большое количество построенных в 1970-е рыхлых конгломератов, которые инвесторы имели склонность недооценивать. Кроме того, на пике находилась практика выпуска "мусорных" облигаций, дающих доступ к дешевым деньгам. Наконец, налоговые послабления с момента прихода к власти Рональда Рейгана в 1980 году также способствовали активизации компаний-рейдеров, специализирующихся на поглощениях по технологии LBO. Одним из наиболее агрессивных рейдеров была компания Kohlberg, Kravis, Roberts & Company. До того, как им в зубы попалась RJR Nabisco, Kohlberg, Kravis, Roberts & Company проглотили производителя кондиционеров Wometco и розничную сеть Safeway.
В 1988 году настал черед RJR Nabisco - крупнейшего производителя продуктов питания и табака, основанного в 1898 году. Многие считали, что поглощение RJR Nabisco Kohlberg, Kravis, Roberts & Company не потянет, все-таки компания входила в число 20 крупнейших в Америке. Покупка RJR Nabisco вылилась в целое сражение: против Kohlberg, Kravis, Roberts & Company выступила компания, возглавляемая исполнительным директором RJR Nabisco Россом Джонсоном. Он предложил за компанию $17 млрд, однако проиграл. Kohlberg, Kravis, Roberts & Company сумела найти рекордную сумму - $25 млрд - на покупку акций: около 14 млрд было занято у банков, а остальные были получены после выпуска "мусорных облигаций". Kohlberg, Kravis, Roberts & Company заплатила за компанию почти вдвое дороже ее рыночной стоимости. Бывших акционеров это, конечно, порадовало. Однако сделка оказалась выгодной только им. Покупатели же "мусорных" акций заметно пострадали: непомерный долг, висящий на предприятии, обесценил стоимость выпущенных под поглощение облигаций на 25%. Рейтинг RJR Nabisco, обремененной долгом в 25 млрд, снизился с высшего ААА до уровня В. Немало способствовало этому и падение спроса на табачную продукцию, выходящую из моды, а также ценовые войны между производителями сигарет. Kohlberg, Kravis, Roberts & Company выиграла на поглощении, но совсем немного, а вот репутация ее существенно пострадала. Компания-рейдер промучилась с RJR Nabisco до начала марта 1999 года и сдалась: она продала свои вложения в компанию, а RJR Nabisco была разделена на три части.
К концу 1990-х количество недружественных поглощений в мире, включая и LBO, несколько снизилось в связи с последствиями азиатского кризиса и краха "пузыря" высокотехнологичных компаний. В России технологии поглощения через механизм LBO находятся в зачаточном состоянии. Аналитики связывают это с отсутствием долгосрочных кредитных ресурсов на российском рынке.

Деловая газета "Бизнес"