Тест на "серость". В России треть КПК нелегальныАНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА Во всем мире карманные компьютеры (КПК) перестают пользоваться спросом, их постепенно вытесняют смартфоны и коммуникаторы. Российский рынок КПК, напротив, переживает настоящий бум. Только за последний год объемы продаж выросли в полтора раза. При этом более трети всех КПК ввезены в Россию в обход вендоров. А доля "серости" самых известных брендов превышает 50%. Некоторые эксперты считают, что на российском рынке большинство КПК "серые", чем и объясняются столь высокие темпы роста этого рынка. По данным группы SmartMarketing, нелегальные поставки карманных компьютеров занимают около 35% российского рынка. "В России процент "серых" поставок выше показателей, которые принято считать нормальными (7-15%),- заявил "Бизнесу" ведущий аналитик SmartMarketing Игнатий Киппельман,- правда, это средние цифры, в реальности все очень сильно зависит от времени и модели". Так, например, по данным Fujitsu Siemens, на российском рынке почти нет несертифицированных КПК серии Pocket LOOX. Эксперты объясняют это хорошо организованным каналом и отлаженной схемой поставок. Правда, есть и более реалистичный взгляд. Дело в том, что компания Fujitsu Siemens совсем недавно вышла на "карманный" рынок России. Поэтому "серые" дилеры еще не успели наладить свои каналы поставок КПК. В отличие, скажем, от компании Hewlett-Packard (HP), ведущего вендора в этом сегменте. Более половины ее моделей, продающихся в России, ввезены в обход официальных поставщиков. "На пике это число может достигать и 80%, вследствие широкой известности продукта, задержек поставок новых моделей и специфики канала вендора,- говорит Игнатий Киппельман,- к тому же, у HP большое количество реселлеров, которые зачастую конкурируют, манипулируя ценами". В секторе Palm OS на сегодня "серый" рынок составляет 15-17%. На долю ASUS приходится 23% карманных "нелегалов", а i-mate/Qtek - 35%. Что касается КПК MiTAC, то по данным экспертов, все продаваемые в России модели ввезены в обход вендоров. Время - деньги Часть аналитиков крайне скептически относится к перспективам рынка карманных компьютеров, считая, что скоро их почти полностью вытеснят смарфоны и коммуникаторы. "Рынок КПК умирает,- утверждает директор по внешним коммуникациям Агентства мобильного маркетинга Антон Васильев,- внушительные цифры SmartMarketing объясняются тем, что вендоры, поняв бесперспективность направления КПК, просто не возят их сюда сами, а большая часть поставок осуществляется нашими "серыми" друзьями". По его словам, в последние годы цены на КПК снижались слишком быстро, а потребительский спрос повышался незначительно. В итоге дистрибуторы, закупившие по "серым" схемам, например, NEC или MITAC, потерпели значительные убытки. "Изначально они были готовы терпеть убытки, выиграв в долгосрочной перспективе, но потом убедились, что никакой перспективы у рынка КПК нет". Сами вендоры с такой позицией, разумеется, не согласны. "Спрос на КПК устойчивый, мы продаем тысячи штук в месяц,- говорит глава российского представительства Dell Александр Чуб,- "серый" рынок, конечно, существует, но пока никакого особого ущерба он нам не наносит". Fujitsu Siemens так же полна оптимизма. "Продажи первого квартала поддерживают взятые в конце прошлого года темпы роста",- заявил менеджер по маркетингу мобильных устройств представительства Fujitsu Siemens Computers в России и СНГ Дмитрий Шурыгин. Правда, по мнению Антона Васильева, разговоры о перспективах КПК в России подогреваются теми, кто хочет минимизировать свои убытки в этом направлении. "По природе сегмента на рынке КПК "серые" поставки возникают прежде всего в том случае, когда речь идет о новейших моделях",- утверждает Игнатий Киппельман. Дилерские сети просто "играют на опережение". Они выставляют на витрины "топовые" модели задолго до их официального появления на рынке. Покупатели уже готовы купить новую модель и ждут ее в магазинах, а производитель не торопится ее привезти. Именно в этот момент на российском рынке воцаряется "серость". В первые недели продаж спрос на новинки настолько велик, что дилерам удается получить двойную и даже тройную прибыль. В обычное время разница в цене между "белыми" и "серыми" КПК небольшая. Продажи нелегально ввезенных компьютеров могут не только не принести прибыли, но даже и не окупить затрат. Сегодня пользователи неплохо разбираются в "сервисных нюансах". Они предпочитают переплатить пару десятков долларов, если речь идет о полноценной гарантии. Интимные дела "серых" дилеров "Серые" КПК ввозятся в страну через неофициальные каналы. Их основное отличие от "белых" - отсутствие сертификата соответствия РСТ (голограммы и сертификата связи для сотовых аппаратов). Кроме того, большинство "белых" КПК русифицируется на уровне соглашений с производителями. КПК HP iPAQ русифицирован компанией "Кварта Технологии", а в "машинках" Fujitsu Siemens, Dell, Acer, PalmOne использована русификация компании Paragon Software SHDD. Основная проблема "серых" компьютеров, как и любых других нелегальных товаров, в отсутствии гарантии на сервисное обслуживание на территории России. На качестве это, как правило, не сказывается. Только в тех случаях, когда под видом новых КПК продаются "восстановленные" аппараты. Проверить на легальность свой КПК можно в любом сервис-центре - его принадлежность к "серой" партии выдаст серийный номер. Однако на рынок попадают и так называемые "полусерые" партии. Бывает, что официальный дистрибутор по тем или иным причинам вынужден перехватывать серую партию, чтобы удовлетворить спрос. "Здесь обычно никаких проблем не возникает, так как гарантию на такие машинки обеспечивает дистрибутор,- говорят аналитики SmartMarketing,- сервис получается тот же самый, а "серость" превращается в интимное дело участников". Деловая газета "Бизнес" |