"Исток" отказался от сбытовой сети в регионахПЕТР МИРОНЕНКО Как стало известно "Бизнесу", один из крупнейших российских производителей водки "Исток" отказывается от собственной сети дистрибуции в регионах. На рынке решение "Истока" объясняют чрезмерной затратностью поддержки собственной региональной сети. "Имущество "Исток-трейдинга" сейчас распродается за 30% стоимости, из него уволились почти все сотрудники",- говорит знакомый с ситуацией источник "Бизнеса". Информацию о том, что "Исток" сворачивает свою региональную сеть, "Бизнесу" подтвердили сразу несколько источников, близких к компании. "От всей сбытовой сети они собираются оставить только команду в Москве, а в регионах работать так же, как и было до создания "Исток-трейдинга", через местных дистрибуторов",- говорит коммерческий директор компании "Террамика" (крупный дистрибутор алкоголя) Станислав Пантехин. Гендиректор "Истока" Дмитрий Крылов не смог подтвердить "Бизнесу" информацию о закрытии регионального проекта компании, пояснив, что "в регионах происходят изменения в рабочем порядке, а региональные представительства продолжают работу". Однако, по словам еще одного источника "Бизнеса", в региональных представительствах "Исток-трейдинга" осталось по одному-два человека, а офисы уже закрыты. Подразделение "Исток-трейдинг" с филиалами в девяти крупнейших областных центрах России было создано в конце 2003 года. Топ-менеджеры "Истока" объясняли этот шаг необходимостью контроля за товаром после его отгрузки из Москвы. Инвестиции "Истока" в создание сети региональных представительств превысили $20 млн. До создания "Исток-трейдинга" производитель работал с двумя московскими дистрибуторами ("Террамика" и "Лория+"), которые контролировали распространение продукции "Истока" во всех регионах. Около полутора месяцев назад стало известно, что "Исток" решил переориентировать сбыт с Москвы на периферию. Тогда же появилась информация о финансовых проблемах компании. По информации "Бизнеса", за последний год продажи "Истока" упали на 25% - с $210 до $160 млн. Эксперты полагают, что очередная реорганизация системы продаж "Истока" может быть связана с неэффективностью "Исток-трейдинга". "Система с торговыми представительствами в городах очень затратна",- считает президент ТПГ "Кристалл" Сергей Зивенко. С ним соглашается коммерческий директор "Ост-алко" Андрей Сергиенков: "Всем известно, что держать во многих регионах своих мерчандайзеров и представителей - чрезвычайно расходное занятие. Видимо, достигнутый за этот счет прирост не оправдал ожиданий". По мнению Сергиенкова, проблемой "Истока" могла быть излишняя глобальность проекта: "Если бы они опробовали свою систему в нескольких "пилотных" областях, то проблемы у них возникли бы, допустим, в семи регионах, а не в тридцати". Сергиенков отмечает, что, если продукция компания продается не очень удачно, то, чем более развернута система дистрибуции, тем больше у нее проблем со сбытом. А попросивший об анонимности топ-менеджер еще одной крупной водочной компании считает, что "Истоку" просто не хватило денег на поддержку региональной сети. "Их водку с каждым годом все тяжелее довозить до регионов: местным властям надо давать все больше взяток,- говорит собеседник "Бизнеса"- В конечном счете "Истоку" пришлось бы повышать розничные цены, а осетинская водка за 100 руб. никому не нужна". Теперь "Истоку" придется заново находить региональных партнеров, которые будут "договариваться на местах", предполагает источник. Деловая газета "Бизнес" |