18.03.2005
Деловая газета "Бизнес"

Постный бизнес. Кто теряет и зарабатывает на религиозных запретах



ЭЛЕОНОРА ПАХОМОВА

Производители продуктов питания нашли способ избежать ежегодных падений продаж во время Великого Поста. В этом году на рынке полуфабрикатов и колбас появилась масса продуктов, выпущенных в соответствии с требованиями постящихся. Однако компании не спешат переходить на популярную на Западе сою, опасаясь ухудшения вкуса.
"Во время поста нельзя употреблять продукты животного происхождения: молоко, мясо, яйца, рыбу и другие. А продукты на основе сои употреблять не запрещается, так как они имеют растительное происхождение",- говорит сотрудник отдела внешних церковных связей Московского патриархата отец Михаил Прокопенко.
Сильнее всего от поста страдают производители молока и мясных продуктов. По оценке представителя департамента внешних связей сети универсамов "Патэрсон" Татьяны Новиковой, ежегодно во время поста продажи мясных продуктов падают на 20-30%.
Раньше производители были готовы смириться с сокращением продаж. В этом году компании решили не упускать прибыль, выпустив специальные линейки продуктов. Производитель колбасы "Микоян" выпустил линейку продуктов "Для поста", в которую вошли два паштета и два вида колбас. "Спрос на такие продукты повышается в первую неделю поста в десять раз. После поста он возвращается на прежний уровень. Колбаса же по разным позициям падает на 10-20%",- говорит директор по маркетингу "Микояна" Андрей Хижняк. "Морозко" начала производить блинчики с фруктово-овощными начинками, вегетарианские блинчики и пиццы. "В ближайшее время мы намерены выпустить еще несколько позиций этой линейки, рынок перспективный, прослеживается тенденция к росту",- говорит руководитель отдела маркетинга "Морозко" Ольга Данилова.
Энтузиазм производителей понятен, по данным Татьяны Новиковой из "Патэрсона", во время поста продажи заменителей мясопродуктов и кисломолочных продуктов увеличиваются в три раза.
Собственные продукты для поста начинают выпускать и ритейлеры. "Наше собственное производство выпускает целый специальный ассортимент готовых блюд и полуфабрикатов, употребляемых в дни поста",- говорит Новикова из "Патэрсона".
Наиболее популярный заменитель мяса и молока - соя. По данным Ассоциации соевых продуктов Северной Америки, в 2003 году объем рынка соевых продуктов в Северной Америке составил $4 млрд. PR-директор холдинга "Марта" (сети Billa и "Гроссмарт") Евгений Сухарников отмечает, что культура потребления этих товаров по сравнению с прошлым годом увеличилась в 2,5 раза. "Эти продукции востребованы, и нам приходится вводить дополнительные позиции в ассортиментную линейку",- говорит он. В сети "Патэрсон" ассортимент продуктов на основе сои постоянно растет, соглашается Татьяна Новикова.
Однако производители не спешат переходить на сою. PR-директор "Черкизовского" Дмитрий Зубков вспоминает, как комбинат рассматривал возможность выпуска соевой колбасы к посту: "Но мы остались недовольны вкусовыми качествами продукта. Соевые продукты - это отдельная ниша, может, на какой-то период они и заинтересуют покупателя, но настоящую колбасу ничем не заменишь".
Директор по маркетингу "КампоМоса" Татьяна Палтусова говорит, что "заменить мясо в колбасных изделиях соей можно, но мы стараемся не использовать ее из-за возможного содержания в ней генетически модифицированных ингредиентов".
Гендиректор компании "Соевые продукты" Сергей Поделенко считает, что Россия - не та страна, в которой соя может быть очень популярной. "Мы работаем на рынке пять лет, за это время спрос поднялся только на 10%. Возможно, рост рынка будет, но только в крупных городах",- сокрушается Поделенко.
В итоге, по данным "Бизнес Аналитики", в 2004 году доля рынка колбасных изделий из сои во время поста составляла 0,04%, а в среднем не превышала 0,01%.
Заменить сою производители стараются овощами. "У нас есть линейка, позиционируемая как продукты для поста. Это "Биточки" (из капусты, картошки и т. д.), во время поста их продажи увеличиваются в три-четыре раза",- говорит Зубков из "Черкизовского".
"Равиоли" выпустила линейку полуфабрикатов на основе картофеля, капусты и т. п. еще в прошлом году. "Сейчас мы выпускаем 40-50 т такой продукции в месяц, что составляет 3-4% от общего объема продаж. Каждый месяц спрос на эти продукты у нас вырастает на 10%",- говорит директор департамента маркетинга и сбыта "Равиоли" Николай Шумихин.
А некоторые компании и вовсе не выпускают специальных продуктов, опасаясь снижения качества. PR-менеджер "Талосто" Ирина Сергун рассказала, что в компании думали над выпуском таких продуктов, но отказались от этой идеи: "В блинчики добавляют яйцо, которое во время поста употреблять нельзя. Но отказаться от их использования мы не решились, это отрицательно повлияет на вкусовые качества".


Деловая газета "Бизнес"