30.03.2005

Возбудительный случай. Экспертный совет взялся за рекламу Прииртышья



В управлении Федеральной антимонопольной службы по Омской области (УФАС) обнародовали результаты первого заседания экспертного совета по рекламе (ЭСР). Члены совета проанализировали рекламные видеоролики и информационные сообщения ООО «Омсквинпром», предприятия «Группа „Оша“», магазина «Брависсимо». В итоге ЭСР признал информацию, распространенную «Ошей» и «Омсквинпромом» на телевидении и в газетах рекламой, а видеоролик «Брависсимо» — «некорректным по отношению к конкурентам».

Ъ Омский ЭСР был создан в феврале 2005 года при УФАС, в его состав вошли 15 человек — областные чиновники, сотрудники вузов, журналисты и бизнесмены. Члены ЭСР намерены отслеживать спорные случаи использования рекламы, ее этичность, политкорректность и распознаваемость. Решения, вынесенные советом, носят рекомендательный характер и направляются рекламодателям и в рекламные агентства.

Вчера пресс-служба Омской торгово-промышленной палаты (ОмТПП) (ее сотрудники входят в ЭСР. — „Ъ“) обнародовала итоги первого заседания экспертного совета по рекламе. Поводом для него стали обращения рекламораспространителей — телерадиокомпании «Зодиак» и ООО «Р-Арт». На заседании были рассмотрены две устные информации ООО «Омсквинпром» и ассоциации торгово-промышленных предприятий «Группа „Оша“», прозвучавшие в эфире новостей омских телекомпаний (ТК), а также два видеоролика — «Омсквинпрома» и магазина тканей «Брависсимо». О результатах исследования ЭСР сообщила начальник отдела по связям с общественностью ОмТПП Лариса Шкаева. По ее словам, в эфире новостей омских телекомпаний (названия ТК члены ЭСР не называют. — „Ъ“) прошла устная информация об участии производителей алкогольной продукции «Омсквинпрома» и «Оши» в международной выставке «Продэкспо-2005». В информациях говорилось о том, что водка «Омсквинпрома» «Пять озер» завоевала серебряную медаль выставки, а «Оша» «оказалась единственным омским ликероводочным предприятием, завоевавшим на „Продэкспо“ золото». «Эксперты посчитали эти информации рекламными — предприятия там себя сильно хвалили», — сказала госпожа Шкаева. При этом, по данным председателя ЭСР Владимира Шарова, информация не была оплачена, как рекламная. Эксперты также заметили в эфире телекомпаний ролик так называемого «зонтичного бренда» (реклама, объединяющая разные виды продукции одной торговой марки. — „Ъ“). Ролик бренда «Омсквинпрома» «Национальная валюта Люкс» был признан экспертами рекламой одноименной водки. В веселом, по признанию членов совета, ролике магазина «Брависсимо» рассказывалось о его переезде из помещения Дома мод на улице Масленникова. «Рулончики ткани с ручками и ножками переходят за угол, в другое здание, и идет текст: вся самая лучшая итальянская ткань теперь за углом. Но ведь в Доме мод остались и другие бутики с итальянскими тканями», — пояснила Лариса Шкаева.
В итоге ЭСР признал, что ролик «Брависсимо» не нарушает федеральные рекламные законы, но является «некорректным по отношению к конкурентам». Ролик по-прежнему идет в эфире омских ТК. Признанные рекламными информации об участии в выставке «Продэкспо-2005» «Омсквинпрома» и «Оши» ЭСР рекомендовал СМИ размещать в эфире только в отведенное для рекламы алкоголя время — после 19 часов. Меньше всего повезло рекламе бренда «Национальной валюты Люкс», которую ЭСР признал рекламой одноименной водки. «Совет рекомендовал УФАС при обнаружении этой рекламы в эфире возбуждать административные дела в отношении «Омсквинпрома» и телеканалов, распространивших ее», — сообщила главный специалист по контролю за соблюдением законодательства о рекламе УФАС Тамара Шмакова. Антимонопольщики намерены следовать рекомендациям экспертного совета.
Рекламодатели не согласились с выводами ЭСР. По словам начальника отдела PR и рекламы АТПП «Группа „Оша“» Марины Олейниковой, никто не запрещал имиджевой рекламы производителей. «О бренде у нас там (в информационном сообщении. — „Ъ“) не было сказано ни слова, мы не согласны с решением ЭСР. Подозреваю, что здесь мы «в законе», — сообщила госпожа Олейникова. Никаких репрессивных мер к «Оше», по ее информации, за решением ЭСР не последовало, поэтому ответных действий «Оша» не предпринимает. В пресс-службе «Омск-винпрома» отказались комментировать рекомендации экспертного совета.
Другого мнения придерживаются омские рекламораспространители. По словам генерального директора телерадиокомпании «Зодиак» Олега Даутова, к нему неоднократно обращались рекламодатели, обещавшие возместить ущерб СМИ от возможных штрафов УФАС, однако «телерадиокомпания работает по правилам». «Лицензия для нас важнее, а федеральное управление по печати и телевидению прислушивается к мнению УФАС», — сообщил Олег Даутов.
По мнению члена ЭСР Максима Немировича-Данченко, первое заседание экспертного совета показало, что УФАС хочет разделить ответственность за принятие решений с рекламодателями и рекламораспространителями. «Однако благодаря ЭСР стало возможно решать проблемы мирным способом, разрешать спорные ситуации, не доводя дело до официального представления УФАС. И это плюс, который перекрывает все минусы», — заявил господин Немирович-Данченко.
Александр Корнев

КоммерсантЪ