30.03.2005

Звездно-полосатый рейс. Госдепартамент США считает российскую авиакомпанию небезопасной



РОМАН ГУЛЯЕВ, ИРИНА МОКРОУСОВА

Как стало известно "Бизнесу", госдепартамент США рекомендовал американцам воздержаться от полетов рейсами авиакомпании "Уральские авиалинии". Генеральный директор компании Сергей Скуратов смог найти этому единственное объяснение: так, по его мнению, госдепартамент отреагировал на то, что "Уральские авиалинии" отменили рейс из Стамбула, на который зарегистрировались два сотрудника консульской службы США. За репутацию "Уральских авиалиний" будут бороться и сама авиакомпания, и Министерство транспорта России.

В госдепартаменте США "Бизнесу" подтвердили, что, по представлению службы безопасности, американским гражданам рекомендовано воздержаться от полетов "Уральскими авиалиниями" "по операционным мотивам и по причинам безопасности". Однако пояснить, что послужило причиной для столь радикальных предписаний, в пресс-службе госдепартамента отказались.
По мнению источника "Бизнеса" в Минтрансе России, ситуация весьма странная: "Подобные запреты периодически выпускаются, но всегда объясняется причина таких действий. Сейчас же причин для запрета просто нет". Источник напомнил, что в 1996 году госдепартамент выдал похожую рекомендацию в отношении авиакомпании "Аэрофлот". Однако в той ситуации были обнародованы заключения комиссии по расследованию авиакатастрофы под Междуреченском, когда за штурвал самолета сел сын одного из пилотов. "Причина запрета была четко прописана в сообщении госдепартамента",- говорит источник.
"Обычно какой-либо перевозчик вызывает сомнения у властей с точки зрения безопасности, если он, например, не соблюдает действующие нормативные акты страны и ставит под угрозу жизнь людей",- считает директор по связям с общественностью авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал. По его словам, "Трансаэро" выполняет много зарубежных рейсов, но с подобными проблемами не сталкивалась. Похожее мнение у генерального директора UTair Андрея Мартиросова: "Наша компания активно перевозит иностранцев. Но с подобного рода ограничениями нигде мы не сталкивались". И Мартиросов, и Быхал отказались комментировать ситуацию, в которую попали их коллеги из "Уральских авиалиний".
Как заявил "Бизнесу" генеральный директор "Уральских авиалиний" Сергей Скуратов, госдепартамент "явно погорячился с таким решением". По его словам, все произошло потому, что три недели назад авиакомпания вынуждена была отменить рейс Стамбул-Екатеринбург из-за недозагрузки: билеты на него купили лишь девять человек. "Среди них были два сотрудника консульской службы США. Мы извинились перед ними за доставленные неудобства и предложили вариант перелета с пересадкой в Москве, предоставили им хорошую гостиницу, организовали питание в ресторане, экскурсионную программу. Консульские работники отказались",- говорит Скуратов. "Замечу, что никаких проблем с безопасностью полетов в нашей компании нет",- добавил гендиректор "Уральских авиалиний".
"Мы не сталкивались с подобными ситуациями,- заявил "Бизнесу" пресс-секретарь S7 (авиакомпания "Сибирь") Илья Новохатский.- Но если бы произошла такая неприятная история, мы обратились бы за помощью к российским властям, чтобы вместе урегулировать проблему с правительством США или любого другого государства. Ведь это вопрос репутации". По словам Скуратова, "Уральские авиалинии", безусловно, также будут пытаться урегулировать вопрос. "Так просто мы эту ситуацию не оставим",- восклицает он. Пока, правда, с консулом США в Екатеринбурге представители "Уральских авиалиний" не встречались, однако между сторонами идет переписка.
В Министерстве транспорта России также обещают помощь "Уральским авиалиниям" в урегулировании ситуации. "Это одна из хороших российских авиакомпаний, отечественные авиационные власти ей полностью доверяют",- заявил "Бизнесу" руководитель департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Карл Руппель. По его мнению, решение госдепартамента - удар по репутации не только "Уральских авиалиний", но и российского государства в целом. "Хотя, конечно, если какое-то государство просит своих граждан не пользоваться услугами иностранной авиакомпании, то это его суверенное право",- считает Руппель.
Запрет американского госдепартамента может отрицательно сказаться на загрузке рейсов "Уральских авиалиний" - предупреждениям могут внять не только граждане США, но и резиденты других стран. Впрочем, Сергей Скуратов надеется, что решение госдепартамента не скажется на бизнесе компании. "В экономическом плане это на нас не повлияет",- уверен он.

КОМПАНИЯ «УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ» основана в декабре 1993 года. Базовый аэропорт - Кольцово (Екатеринбург). Парк компании насчитывает 23 воздушных судна: Ту-154Б, Ту-154М, Ан-24, Ил-86. «Уральские авиалинии» выполняют рейсы в 14 городов России, пять городов СНГ и шесть городов дальнего зарубежья (в том числе в Париж, Прагу и Дюссельдорф).

Деловая газета "Бизнес"