«Уличные» блинные стремятся к индивидуальностиПредприятия, торгующие блинами в павильонах, доросли до момента, когда необходимо задуматься над узнаваемостью торговой марки. Тем более, что часто новые точки по продаже «блинных продуктов» копируют дизайн и меню старых игроков. Например, петербургское ООО «Штиль» (сеть «Масленица» - 15 точек) меняет концепцию: от исконно русских традиций переходит к европейским стандартам. Это выразиться в смене фирменных цветов (красно-желтый на сине-желтый) и линейке начинок для блинов (например, разрабатывается начинка из морепродуктов). Сменится также дизайн павильонов. Обновление будет проходить постепенно, проведение заметных маркетинговых акций не планируется. Сеть «Масленица» работает в Петербурге около 2 лет. В течение 2005 года предприятие собирается открыть еще 5 точек. Блины позабыты Генеральный директор ООО «Русские блины Северо-Запад» Виталий Свидовский рассказал, что компания отказалась от использования слова «блины» в оформлении павильонов, наладила выпуск фирменной полиграфической продукции. Цвета компании – желто-красные. Сейчас в городе работают две крупные сети - ООО «Русские блины Северо-Запад» (сеть «Теремок») и ООО «Штиль» (сеть «Масленница»). Есть единичные проекты, например, ООО «Домашние блины» (павильон «Блины»). Недавно в торговой зоне у ст.м. Политехническая появился павильон «Русские былины». Инвестиции в открытие подобных точек оцениваются в $12 – 15 тыс. в зависимости от месторасположения (арендной ставки на землю) и конструкции павильонов. Национальный продукт Каждый год количество нестационарных точек, где продают «быстрые» блинчики увеличивается 1,5 раза. На сегодня «блинных» павильонов в городе около 50 . В этом году откроется как минимум 20 точек. Специфика рынка фаст-фуда на блинах такова, что для масштабов Петербурга павильонов не так уж и много, но спрос на них практически удовлетворен. Покупатели отдают предпочтение стационарным точкам, которые специализируются на приготовлении блинов и располагают посадочными местами. 15% продукции в «уличных» блинных покупают иностранцы, которые воспринимают «теремки» как национальный русский фаст-фуд. Заметив, что потребители склонны покупать блины в кафе, компания «Русские блины Северо-Запад» начала развивать и это направление. Фаст-фуд Уличный фаст-фуд в Петербурге представлен 700 точками по продаже шавермы. Торговая сеть ООО «Система быстрого питания «Подорожник» состоит из 10 павильонов и мини-кафе. В этом году компания планирует расширить сеть до 20 точек. Кроме этого работают сети «Крошка-картошка» (3 точки), «Месье Патиссье» (12 точек), «Макаронина» (5 точек). Справка За 2004 год открылось 198 точек общепита. Большинство из них - кафе. Сегодня в Петербурге, по данным КЭРППиТ, работает более 4,8 тысяч, из них более 1,6 тыс. предприятия быстрого обслуживания. Темп прироста сети предприятий общественного питания в 2004 году сохранился на уровне предыдущего года и составил 4,1%. Наибольшее количество предприятий открыто в Центральном (66 точек), Петроградском (52 точки) и Выборгском (25) районах. Доля предприятий быстрого обслуживания составляет 33% от общего количества. Оборот предприятий общественного питания составил 10,0 млрд. рублей. Мнение Начальник отдела общественного питания Управления координации потребительского рынка Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Тамара Соловьева: «Блинные» павильоны тяжело выходили на петербургский рынок, мы все-таки, в отличие от Москвы, отдаем предпочтение стационарным заведениям. На предприятиях мелкой розницы, работающих в формате общепита, сложно соблюсти все необходимые нормы, в частности, предписанные Госсанэпиднадзором по Петербургу. «Теремок», а затем и «Масленица» смогли доказать безопасность своей технологии. Также возникали сложности с оформлением киосков, они плохо вписываются в окружающую среду. Первый блин Первым среди блинных в формате фаст-фуда в Петербурге стало работать ООО «Русские блины Северо-Запад», запустив в феврале 1999 году проект «Теремок». Это дочерняя компания московского ООО «Теремок - Русские блины». По словам генерального директора предприятия Михаила Гончарова, концепция блинных была разработана им в 1998 году, тогда же была зарегистрирована торговая марка «Теремок». Идея «Теремка» - предложить альтернативу шаверме и хот-догам. «В настоящее время в Москве работают 9 ресторанов в торговых центрах и 20 уличных киосков, В Петербурге 4 ресторана и также 20 киосков. К концу лета общая сеть ресторанов расширится до 20 (помещения в работе), киосков – до 45-48». Первое стационарное кафе «Блинный клуб» был открыт в 2003 году на Невском пр. «Уличные» блинные оборудуются в круглых павильонах, так называемых «теремках», или прямоугольных «коробках». Главное, чтобы были большие окна, через которые покупатель мог бы наблюдать за приготовлением блюда. Производством павильонов в Петербурге занимается ООО «ИЛЛА». Обычно на месте блин жарится и заполняется начинкой, которая, как и тесто, готовится отдельно (в производственном цеху) и развозится по точкам 2 раза в день. Смольному понравились блины в кафе В конкурсе на «лучший блин», организованном КЭРППиТ в рамках выставки «Все для отелей и ресторанов - 2005», жюри не присудила первого места ни одному из шести участников. Второе место поделили представители стационарных блинных – кафе «У тещи на блинах» и «блины от Кульпидона». Пока, заявили в жюри, блинчики в павильонах уступают конкурентам из стационарных заведений. Все рестораны «Блин Дональт's» расположены в спальных районах Петербурга и рассчитаны на ежедневное посещение от трех до пяти тысяч человек. Для сравнения: через один павильон в день проходит 400-900 покупателей в зависимости от проходимости места, где он установлен. Кстати, стационарные блинные по-своему отреагировали на пост: в меню кафе «Блинный домик» появился «постный» блинчик, в его основе соевое молоко. «Блин Дональт's» (6 точек), «Чайная ложка» (18 точек), бистро «У тещи на блинах» (4). Вообще почти все предприятия общепита предлагают блюда из блинов. Мустакаева Айгуль Деловой Петербург |