31.03.2005

Дороги заполнят азиатскими грузовиками



ЮЛИЯ КАРУЛИНА

Калининградский завод "Автотор" приступит в мае к сборке грузовиков Hyundai. До конца года будут собраны 4-5 тыс. машин моделей HD-65 и HD-72. Участники рынка уверены, что грузовики будут популярны, однако расходятся в оценках объемов продаж. Впрочем, у самого "Автотора" часть рынка может забрать индийская Tata или китайские производители.
Производственная площадка на "Автоторе" для сборки грузовиков уже готова, 3 тыс. сборочных комплектов закуплены у корейских производителей, сообщил вчера "Интерфаксу" председатель совета директоров ЗАО "Автотор" Владимир Щербаков. До конца года планируется собрать от 4 тыс. до 5 тыс. грузовиков различной комплектации и тоннажа, сказал он. Уточнять, о каких моделях идет речь, Щербаков не стал, однако заметил, что эти модели не будут конкурировать с двухтонными "Газелями" и пятитонными "Бычками".
По информации представителя одного из дилеров грузовых автомобилей, пожелавшего остаться неназванным, на "Автоторе" будут собираться HD-65 и HD-72 - автомобили грузоподъемностью 4-5 т и стоимостью около $21-22 тыс. По словам источника, эти автомобили характеризуют высокая надежность и хорошее сочетание цена-качество. "Mercedes такого типа стоит уже 50 тыс. евро,- сказал он.- Это машины для тех, кто хочет слезть с "Бычка". Они популярны и часто встречаются на улицах Москвы. Рынок уже подогрет, и продажи пойдут неплохо". Между тем собеседник "Бизнеса" не уверен в том, что "Автотору" удастся продать все 4-5 тыс. машин за год. "Если бы количество было в два раза меньше, я бы не сомневался,- сказал он.- Правда, в отличие от индийского грузовика Tata (он собирается на заводе "АМУР" в Новоуральске Свердловской области) эти машины хорошо известны".
Грузовики Hyundai стали для "Автотора" заменой автомобилей Kia: как уже писал "Бизнес", до октября прошлого года калининградский завод собирал грузовики этой марки, которые имели популярность на рынке благодаря сопоставимой с "Газелью" стоимостью владения.
"Успешность продаж этих грузовиков будет зависеть от того, насколько активно Tata будет рекламировать свой товар,- уверен старший менеджер компании "Автоторг" Михаил Бордов.- Четырехтонная Tata уже с бортом стоит $19 тыс. При этом у нее длина кузова 5 м, что обеспечивает большой объем".
Между тем, по мнению генерального директора агентства "Автоконсалт" Виктора Новоченко, Tata вряд ли сможет составить серьезную конкуренцию остальным производителям грузовиков. "Она не приспособлена к холодному климату: у нее нет защиты аккумулятора, не очень хорошая электрика, и в стандартной комплектации нет даже печки",- сказал эксперт.
Как считает Бордов из "Автоторга", "Автотор" организацией сборки и продажами грузовиков HD-65 и HD-72 составит серьезную конкуренцию национальному дистрибутору импортируемых автомобилей "Hyundai Комтранс". ""Автотор" - мощное предприятие с большими финансовыми возможностями. В конкурентной борьбе оно может оказаться сильнее",- предположил Бордов. Однако источник "Бизнеса", близкий к "Автотору", заметил, что изначально переговоры шли на условиях, при которых "Автотор" должен был просто собирать машины, которые бы передавались дистрибутору. По такой же схеме калининградское предприятие работает с BMW и General Motors на сборке легковых автомобилей и внедорожников соответственно. На "Автоторе" вчера "Бизнесу" не смогли прокомментировать окончательные условия договоренностей между Hyundai и калининградским заводом. Отказались от комментариев и в "Hyundai Комтранс".
Как сообщил "Бизнесу" Виктор Новоченко, "Hyundai Комтранс" столкнулся с дефицитом машин в конце прошлого года и начале текущего. "Они своевременно не подали заявки и поэтому не смогли удовлетворить весь спрос",- сказал он. Эксперт не смог оценить размер дефицита, но сказал, что речь идет о сотне или нескольких сотнях. По мнению Новоченко, объем в 4-5 тыс. грузовиков, которые "Автотор" собирается произвести до конца года, слишком велик для потребностей рынка. "Сейчас в эту нишу - грузоподъемностью от 2 до 5 т - устремилось очень много производителей. ЗИЛ планирует собирать китайские грузовики FAW, компания "Ирито" (официальный дилер китайских внедорожников Xinkai и Great Wall.- "Бизнес") будет эти же FAW ввозить, а "Юг-Авто" собирается ввозить автомобили Jic". По словам аналитика, самую низкую ценовую категорию занимают "Бычки" с ценой около $10 тыс., дальше идут китайские производители с ценой от $12 тыс. "Самыми дорогими в этом рейтинге оказываются корейцы",- говорит он.
Участники рынка сошлись во мнении, что грузовик Hyundai Porter, сборку которого планирует начать в конце апреля Таганрогский автомобильный завод, не будет конкурировать с HD-65 и HD-72. "Porter - это шасси грузоподъемностью 1,2 т. Таким образом, это совершенно другой класс автомобиля",- сказал источник "Бизнеса".



Деловая газета "Бизнес"