Чей страх сильнее. Большинство страховых компаний может потерять свои имена
МАРИНА БОЖКО
К 17 июля в России не должно остаться страховщиков со сходными названиями. Причем даже частичное совпадение имен будет недопустимо. Потерять свои брэнды могут до 80% страховых фирм, в том числе "Росгосстрах" и "Ингосстрах".
"Страховым компаниям необходимо срочно искать выход из сложившейся законодательной коллизии, касающейся вопроса совпадений в названиях компаний",- заявил в среду вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по законодательству Семен Акерман. Требование новой редакции закона о страховом деле, согласно которому название одной страховой компании не может частично или полностью повторять наименование другой (чтобы не путать клиентов), начнет действовать с 18 июля. Причем наказать надзорные органы могут от 50% до 80% российских страховых компаний - столько, по оценкам Акермана, на российском рынке компаний-"тезок". Странно, что страховщики не уделили должного внимания положениям нового закона, который вступил в силу еще в январе 2004 года. До наступления "часа Х" защиту дорогостоящих брэндов можно было бы обеспечить законодательным путем. Например, добиться внесения поправок в закон о страховом деле, убрав из фразы "частично повторяет название" слово "частично". Теперь сделать это, может быть, уже поздно. "С учетом того, что последние изменения (по другому поводу) в этот закон были приняты в середине марта, вероятность того, что Госдума снова к нему вернется, минимальна",- считает вице-президент ВСС. В принципе определить, какие названия считать сходными, а какие нет, может "Росстрахнадзор". Однако до сих пор надзорный орган брать на себя эту ответственность не хотел. Более того, 10 марта "Росстрахнадзор" специально еще раз напомнил страховым организациям о необходимости исполнения положений закона о страховом деле, касающихся наименований организаций, разослав соответствующее письмо. По оценкам Семена Акермана, если срочно подготовленные поправки в закон не пройдут и "Росстрахнадзор" займет жесткую позицию, половина российских компаний может очень сильно пострадать. "Межрегиональное страховое соглашение, например, решило для себя эту проблему так: компания уберет из устава полное название, оставив лишь аббревиатуру - МРСС",- сказал Акерман, являющийся по совместительству гендиректором МРСС. Другим компаниям будет труднее. Слова "гарант", "страх" и "полис" встречаются в названии множества страховых фирм. Не надеясь на поблажки со стороны власти, юристы компаний сейчас активно ищут хоть какие-то недоработки в законе. Например, в той же статье о недопустимости дублирования названий (кроме дочерних и зависимых обществ субъекта страхового дела) предусматривается и необходимость включения в наименование страховой компании указания на вид деятельности, иными словами, название фирмы должно содержать слово "страхование" или его производные. Начальник юридического управления ОСАО "Ингосстрах" Иван Новиков видит в таком предписании внутреннее противоречие, которое требует устранения. Впрочем, есть и страховщики, которые с нетерпением ждут наступления 18 июля. "94 компании имеют в своем названии слово "гарант" или "гарантия", поэтому мы ждем, когда клоны уйдут с рынка и перестанут зарабатывать на нашем имени. Ведь у органов надзора есть возможность установить, кто был первым",- говорит Игорь Иванов, заместитель директора "РЕСО-Гарантия". Возможно, в данном случае это и так. Но взять, к примеру, "Росгосстрах", созданный в 1920-е годы, и "Ингосстрах", работающий с 1947 года. Первый получил лицензию раньше второго, но значит ли это, что "Ингосстрах" должен расстаться со своим именем? Построение нового брэнда такого уровня потребует колоссальных инвестиций. Таким образом, уверенно чувствовать себя могут лишь те компании, которые изначально строили брэнд на аббревиатуре. Например, РОСНО или НАСТА. Последняя, кстати, раньше носила имя "НАСТА-Центр", но недавно избавилась от неудобного дополнения, чтобы не попасть под удар закона.
Деловая газета "Бизнес"
|