Рекламный агент не всегда «вмененный»С этого года в число плательщиков ЕНВД попали распространители наружной рекламы. Однако, вводя такую обязанность, законодатели, как это часто бывает, не позаботились о деталях. И такая небрежность не замедлила дать результаты: определить, надо ли переходить на «вмененку» при распространении рекламы по посредническим договорам, достаточно сложно. Трудности возникают вот в каких ситуациях. Первая — рекламное агентство получило заказ от фирмы на размещение рекламной информации о ее продукции. При этом у агентства есть собственные информационные площади, на которых оно и поместит рекламу. И вторая — клиент заключил с агентством договор на размещение рекламной информации на определенной территории. Но в этом районе у агентства нет собственных рекламных носителей. Поэтому для выполнения поручения клиента агентство вынуждено «переадресовать» заказ другому лицу — владельцу информационных площадей. Разберем эти две ситуации по порядку. Свой щит от налога не защитит Налоговый кодекс относит к числу плательщиков ЕНВД при распространении рекламы организации и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность по распространению и размещению наружной рекламы. При этом под распространением и размещением рекламы понимается следующее. Цитируем закон: "… распространение и (или) размещение наружной рекламы — деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламы рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие… " Статья 346. 27 Налогового кодекса РФ Таким образом, рекламное агентство обязано платить вмененный налог в части доходов, полученных от размещения наружной рекламы на используемых рекламных площадях. Здесь надо учесть два условия. Первое — посредник размещает информацию на рекламных носителях, которые использует именно он. При этом не важно, на каком праве (собственности, аренды, безвозмездного пользования и т. п. ) эти площади ему принадлежат. И второе — платой за размещение рекламы будет агентское вознаграждение. Пример 1. Рекламное агентство «Стиль» размещает рекламу на собственных информационных площадях. Заключив договор с 000 «Браво» , агентство приняло на себя обязательство разместить наружную печатную рекламу общества. Плата за услуги рекламного агентства составляет 50 000 руб. В такой ситуации агентство должно платить ЕНВД применительно к деятельности, связанной с размещением наружной рекламы. И исчислить сумму налога агентство должно исходя из базовой доходности 3000 руб. с квадратного метра информационной площади (п. 3 ст. 346. 29 НК РФ). Из всех посредников платит последний Иная ситуация наблюдается, когда рекламное агентство перепоручает разместить наружную рекламу третьему лицу (владельцу информационных площадей). В этом случае агентство переходить на ЕНВД не должно. Здесь обязанность исчислить и уплатить единый налог возникает непосредственно у владельца средств наружной рекламы. Поскольку именно он использует информационные площади и получает доход от распространения и размещения наружной рекламы. Правильность такой позиции подтверждает и Минфин России в письме от 25. 11. 04 N 03–06–05–03/10. При этом не важно, действует агентство по посредническому договору от своего имени или от имени рекламодателя. Пример 2. 000 «Эксперт» , выступающее по договору в качестве рекламодателя, поручило рекламному агентству «Плюс» разместить наружную рекламу. В свою очередь агентство заключает договор с владельцем информационных площадей 000 «Старт» на размещение рекламы. По договору 000 «Старт» обязуется за плату разместить рекламную информацию на принадлежащем ему электронном табло. Исходя из того, что НК РФ признает плательщиком вмененного налога лицо, получающее доход от размещения наружной рекламы на принадлежащих ему информационных площадях, платить единый налог будет 000 «Старт». Исчислять ЕНВД владелец электронного табло будет исходя из базовой доходности 4000 руб. с квадратного метра. Поскольку именно такая доходность установлена для электронных средств наружной рекламы (п. 3 ст. 346. 29 НК РФ). Рекламное агентство «Плюс» в этом случае понесет расходы, которые компенсирует рекламодатель в рамках агентского договора. Внимание на метод При решении вопроса о том, будет рекламное агентство обладать статусом плательщика ЕНВД или нет, следует также обратить внимание на следующее условие. Если наружная реклама размещена на стационарных технических средствах и выполнена не типографским или полиграфическим способом (а, например, нанесена на пластиковую конструкцию), то сам факт распространения и размещения такой рекламы не обязывает владельца информационных площадей платить ЕНВД. С таким подходом согласен и Минфин России (письмо от 25. 11. 04 N 03–06–05–04/55). По мнению финансового ведомства, вмененный налог платят только те организации и индивидуальные предприниматели, которые размещают наружную рекламу, изготовленную типографским или полиграфическим способом, на щитах, стендах, плакатах, а также на световых и электронных табло. И базовая доходность установлена исключительно для этих средств наружной рекламы (п. 3 ст. 346. 29 НК РФ).Поэтому при размещении рекламной информации с использованием пластиковых конструкций у организаций и индивидуальных предпринимателей не возникает обязанности платить ЕНВД. // Сергей Шеленков. «Учет, налоги, право» Новости наружной рекламы |