06.04.2005

"Евросеть" без "третьего эшелона"



ПАВЕЛ МОРОЗ

"Евросеть" отказывается от продаж в своей сети телефонов производителей, с которыми ей не удалось заключить прямые контракты. В их число попали так называемые брэнды третьего эшелона: Panasonic, Alcatel, Voxtel. Телефоны этих марок приходилось закупать у официальных дилеров, имеющих прямые контракты с поставщиками. "Евросеть" посчитала нерентабельным переплачивать 2-3% сверх цены производителя конкурентам. Прямой контракт с Nokia, которого "Евросеть" добивалась четыре года, по мнению топ-менеджмента, с лихвой компенсирует исчезновение с полок телефонов, не пользующихся особой популярностью у покупателей.
"Мы не будем продавать телефоны Panasonic, Alcatel, Voхtel (GSM). Прямых контрактов с производителями нет, а закупать эти телефоны у официальных дилеров не вижу смысла",- пояснил председатель совета директоров "Евросети" Евгений Чичваркин. По его словам, крупнейшей мобильной розничной сети куда удобнее работать с лидерами рынка, в число которых теперь вошла и Nokia. Появление на полках "Евросети" полной линейки мобильных телефонов финской компании, с которой удалось заключить прямой контракт, по мнению Чичваркина, для покупателя куда важнее, чем исчезновение брэндов третьего эшелона, чьи продажи в сети составляют весьма незначительную долю.
Действительно, по статистике компании, опальные брэнды попадают в разряд "других" со скромной долей в 3,9% от 7,63 млн телефонов, проданных "Евросетью" в первом квартале 2005 года. По словам Чичваркина, даже до получения "Евросетью" статуса официального дилера и при наблюдавшемся дефиците моделей продажи телефонов Nokia составляли 6-8%. После появления на полках сети полной линейки аппаратов от финской компании эта доля, по прогнозу Чичваркина, должна увеличиться вдвое.
"Дожав" последнего из грандов-производителей, "Евросеть" может себе позволить демарш в отношении куда хуже продающихся Panasonic, Alcatel, Voхtel (GSM). Несколько десятков тысяч этих телефонов, которые продает в квартал "Евросеть",- для нее капля в море. По данным аналитической компании Mobile Research Group (MRG), в первом квартале 2005 года объемы поставок телефонов Panasonic составили 170 тыс. штук, Alcatel - 110 тыс., Voxtel - не более 45 тыс. штук.
Причем львиная доля поставок(более 60%), по словам аналитика MRG Эльдара Муртазина, поступала прямому конкуренту "Евросети" - компании "Бета Линк", крупнейшему официальному дилеру Panasonic и Alcatel. Остальные расходились по другим дилерам, в числе которых называют сеть "Связной", компанию "Марвел", петербургскую "Ультра Стар", а также интернет-магазин "Телефон.Ру". Отсутствие прямого контракта оборачивалось для "Евросети" 2-3% от цены производителя телефонов, которые доставались посреднику-конкуренту.
Впрочем, как в Panasоnic, так и в Alcatel "Бизнесу" дали понять, что пересматривать свою политику продаж не намерены. "Заявление компании "Евросеть" руководство Panasonic расценивает очень спокойно - компания имеет право делать любые заявления. Ровно как и Panasonic - выбирать с кем работать",- заявила пресс-служба департамента мобильных коммуникаций ОАО "Панасоник СНГ". Руководитель департамента Денис Передерин пояснил, что у господина Чичваркина "не было предмета для заявления, так как договора с "Евросетью" об официальном дилерстве никогда не существовало".
Директор подразделения мобильных телефонов российского представительства Alcatel Дютюэль Беранже пояснила, что для ее компании на российском рынке приоритетным является сотрудничество с компанией "Бета Линк" и сетью "Связной", которое позволяет удержать достойную для компании, по ее мнению, долю в 3% на российском рынке. Впрочем, у "Евросети" с Alcatel, по ее словам, все еще впереди. "Мы уже два раза встречались с господином Чичваркиным. Ничто не мешает нам и дальше продолжить переговоры о заключении прямого контракта",- пояснила она.


Деловая газета "Бизнес"