07.04.2005

Навести на резкость. В Европе вслед за Америкой и Азией начался бум телевидения высокой четкости



КСЕНИЯ БОЛЕЦКАЯ

Эра цифрового телевидения, о которой так много говорили, все же наступила. В Европе появился пока единственный канал, работающий в формате высококачественного телевидения - HDTV (High Definition Television). Надеясь полюбоваться игрой любимой команды на Кубке мира во всех деталях, оценить очередную прическу Дэвида Бэкхема, европейцы бросились раскупать HD-технику.
Появление технологии HDTV буквально взорвало мир телевидения. Мировые телевизионные каналы в срочном порядке переводят в этот формат свой контент. Достоинства HDTV очевидны: если в аналоговом телевидении элементы изображения представляют собой вертикальные прямоугольники, то в новом формате они квадратные и в четыре раза меньше. Изображение в результате получается гораздо более четким и насыщенным.
Стандарт HDTV был принят в США в 1996 году. Сейчас в мире существует 18 разных стандартов цифрового телевидения. Пять из них определяются как HDTV: 1125-, 1080-, и 1035-строчные с чередованием строк (i) и 720- и 1080-строчные с последовательными строками (p). Однако бытовой телевизор HDTV обязан отображать один из сигналов 720p или 1080i в формате 16:9. Практически все разрабатываемые сегодня телевизоры HDTV воспроизводят оба формата. Наиболее распространенный способ распространения HD-программы - через спутник. Они также могут распространяться по оптоволоконным линиям связи и кабельным сетям, по эфирным каналам.
В США HDTV настолько популярен, что почти половина американцев, по данным Ассоциации бытовой электроники (CEA), планируют купить HD-телевизор в ближайшие два года. Объемы продаж HD-техники под брендами Sony, Panasonic, Thomson/Grass Valley, JVC, Snell & Wilcox на американском рынке уже превысили реализацию аналоговых телеприемников. Большинство телекомпаний Азии и Австралии также заявили о переходе на этот формат.
В Европе увлечение телевидением высокой четкости пока только начинается. Лишь год назад ЕС обзавелось каналом, работающим в HDTV-формате. Вещание Euro1080 началось 1 января 2004 года. Канал производится бельгийской компанией Alfacam. Для него подбирается языково-независимый контент, включающий спортивные репортажи, музыку, шоу, культурные события. Euro1080 предлагает два сервиса - основной телевизионный канал с ежедневным двухчасовым вещанием и отдельные события, предназначенные для показа в электронных кинотеатрах, оснащенных электронными проекторами и системами объемного звука.
Но, судя по всему, Euro1080 недолго останется монополистом на этом рынке. По прогнозам аналитиков, уже в 2010 году в Европе будет насчитываться от 60 до 80 спутниковых HD-телеканалов, от 21 до 27 кабельных и от 4 до 14 эфирных HD-каналов. Большинство из них будет ориентировано на трансляцию спортивных программ. Именно они составляют основу контента для HD-каналов наравне с кино, а главные спортивные события, такие как Олимпиады, Кубки мира и чемпионаты по футболу, транслируемые на этих каналах, напрямую влияют на уровень продаж HD-оборудования.
Уже к 2008 году, прогнозируют эксперты, HD-вещанием будет охвачено более 45 млн домов, причем 17 млн из них придется на Европу, в том числе на Россию и страны СНГ. Внедрение HD DVD, общее увеличение объемов производства HD-контента, доступность HDTV-ресиверов на рынке и высокий уровень проникновения ведущих провайдеров платного телевидения приведут к обвальному "нашествию" HDTV на европейский рынок в 2006-2008 годах.
Стремительное развитие HDTV имеет и свои "минусы". На волне популярности стандарта некоторые производители принялись спекулировать на этом понятии и для увеличения продаж позиционировать свою продукцию как HD-технику. Между тем "только 1,3% всех проданных панелей с большой диагональю в Великобритании способны к воспроизведению телевидения высокой чёткости",- заявляет директор компании GfK Джон Бинкс (John Binks). Чтобы сохранить "чистоту" формата и защитить права потребителей, в январе этого года организация EICTA (European Information & Communications Technology Industry Association) утвердила стандарт для техники, которая может продаваться под ярлыком HD-ready. В стандарте прописан минимальный набор функций современного ТВ, совместимого с грядущим переходом на цифровое телевещание. В организации полагают, что эти меры оградят рядового пользователя от ошибок при покупке электроники. Ведь мало кто обрадуется тому, что его плазма за несколько тысяч долларов не сможет корректно работать с новыми стандартами телевизионного сигнала. А узнать это можно и через два месяца после приобретения. Наклейка же станет некоторой гарантией качества и совместимости. Первым эту идею европейцев использовала компания Philips, которая уже размещает на своих телевизорах стик "HD-ready".
Но если в Европе новый стандарт только набирает обороты, в Японии осенью этого года HDTV-вещание начнет передаваться через спутники на сотовые телефоны, переносные телевизоры и другие мобильные приемники. Оператор проекта - токийская корпорация Mobile Broadcasting уже выделила семь каналов для передачи видеоизображения. За возможность просмотра в хорошем качестве телепрограмм на экране мобильного телефона компания планирует ежемесячно взимать $3,5 и дополнительно от $2,7 до $190 за пакет программ.
Хотя в России уже появились первые продавцы HD-техники, вряд ли в ближайшие годы отечественному зрителю будет представлен цифровой контент высокой четкости. Такое удовольствие будет доступно в нашей стране не ранее 2010 года.


Деловая газета "Бизнес"