Большие и меньшие медиабратьяАНТОН НЕСТЕРЕНКО Говорить о победе интернет-СМИ над традиционными как-то даже неудобно, как о победе интернета над чем-либо еще. Слишком много на эту тему любили рассуждать основатели вскоре разорившихся дот-комов конца девяностых. Но вот с началом весны 2005 года новостные ленты расцвели заметками о крупных покупках различных .com компаний. Одной из самых громких сделок стало приобретение портала About.com старой, традиционной, медиакомпанией The New York Times Co. Сумма вопроса - $410 млн. Впрочем, традиционной NY Times можно назвать только потому, что она существует давно и выросла на печатных СМИ. Сайт www.nytimes.com - один из наиболее посещаемых в интернете, компания активно работает не первый год по развитию своей онлайн-версии. About.com, конечно, будет использоваться как инструмент привлечения дополнительной аудитории на "материнский" сайт. Но это еще и самостоятельный бизнес, который в NY Times намерены развивать на основании своего опыта работы над nytimes.com. Интернет еще никого окончательно не победил. Но потихоньку начинает теснить привычные медиа. Исследователи из года в год выдают на гора информацию о снижении времени, проводимого людьми с газетой в руках или перед телевизором. А в интернете те же люди сидят все больше и больше. Прибавим к этому стремительные темпы развития технологий беспроводного интернета и снижающиеся цены на мобильные устройства для выхода в онлайн. Получим на выходе более чем реальную перспективу массового распространения интернет-ориентированного потребителя информации. Зарубежные медиакомпании это уже давно поняли и активно вкладываются в развитие своих сайтов, строя полноценные СМИ в интернете. Беглый взгляд на список наиболее популярных англоязычных новостных проектов показывает, что процентов на 70-80 он состоит из проектов, созданных и поддерживающихся теле- и радиоканалами, бумажными газетами и журналами. И только на 20-30% - из онлайн-проектов чистой воды. В России все не так. До массового распространения интернета еще далеко. Но некоторые медиакомпании даже сейчас боятся потерять аудиторию из-за интернета и по этому поводу или не имеют онлайн-версии вообще, или поддерживают ее в куцем виде. Позиция простая: если мы будем вывешивать статьи на сайт, никто газету читать не будет. Исследования говорят прямо противоположное, но это на мнение издателей влияет незначительно. Вторая позиция: что это вообще за интернет, чтобы мы ради него напрягались, у нас и так все хорошо. Это позиция телеканалов, которые сайты имеют - куда без них, но активным развитием их как СМИ не занимаются. При таком отношении онлайн-проекты без офлайновой поддержки чувствуют себя вольготно. Среди самых популярных новостных сайтов рунета процентов 90 - это те самые интернет-проекты чистой воды, родившиеся в онлайне безо всяких печатных газет и эфиров на ТВ. Они чувствуют себя более чем уверено, особенно те, что появились давно, в первые годы существования интернета. Они стабильно занимают первые места в рейтингах посещаемости и борются за аудиторию главным образом между собой. Но если какой-нибудь телеканал, вдруг озаботившись развитием своего сайта в полноценный новостной проект, задействует весь потенциал по охвату аудитории с голубого экрана, старым рунетчикам, скорее всего, придется потесниться в рейтингах. Примеры такого вхождения в онлайн уже были: на НТВ в 2000 году после каждого выпуска новостей и в рекламных паузах зрителю предлагали следить за развитием событий и получать самые свежие новости на www.ntv.ru. Шли, читали и следили: это был один из наиболее посещаемых новостных ресурсов. После того как ntv.ru стал всего лишь "официальным сайтом телекомпании", он перестал быть интересен большей части аудитории. Деловая газета "Бизнес" |