07.04.2005

Режим льготного налогоотчуждения. ФНС предлагает расширить полномочия фискальных органов



В распоряжении Ъ оказались предложения Федеральной налоговой службы "по внесению изменений и дополнений в законодательство, касающихся совершенствования налогового администрирования". Если Минфин учтет пожелания налоговиков в своем законопроекте, долгожданное снижение фискального давления предпринимателям не грозит. Напротив, Федеральная налоговая служба пытается облегчить себе режим работы в ущерб налогоплательщикам.

Работа правительства по упорядочению налоговых проверок и ограничению произвола налоговых органов, проводимая в рамках договоренностей, достигнутых на встречах предпринимателей с президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Михаилом Фрадковым, уже вызвала немало нареканий. И не только со стороны предпринимателей. После ознакомления с первоначальной редакцией соответствующих поправок в Налоговый кодекс опасения возникли и у некоторых депутатов. По словам зампреда думского бюджетного комитета Андрея Макарова, в итоге может получиться не упорядочение налоговых проверок, а окончательное узаконивание произвола налоговиков.

Впрочем, сами налоговики не скрывают, что их поправки в налоговое законодательство в первую очередь должны облегчить жизнь не налогоплательщикам, а собственно проверяющим. В пояснительной записке к своим предложениям ФНС прямо формулирует свою цель: "Облегчение сбора доказательной базы, обеспечение положительной динамики арбитражной практики, повышение результативности выездных налоговых проверок, создание эффективного механизма по компенсации потерь бюджета от применения схем (схем по уклонению от налогов.–Ъ)". Для этого, в частности, предлагается ввести в Налоговый кодекс, а значит, узаконить такие понятия, как "добросовестность" (имеется в виду добросовестность налогоплательщика.–Ъ), "экономическая целесообразность", "схема уклонения от налогообложения". Соответственно, делить предпринимателей на "добросовестных" и "недобросовестных", а также решать, насколько законна та или иная схема, налоговики берутся самостоятельно, как они это делают и сейчас.

Остальные поправки не так масштабны. ФНС предлагает запретить налогоплательщикам вносить изменения в налоговую декларацию более одного раза. Логика такова: не исправил ошибки с первого раза – расплачивайся за это рублем.

Отличаются представления налоговиков от мнения предпринимателей в отношении того, в каких случаях должны проводиться повторные выездные налоговые проверки. Напомним, что бизнес требует, чтобы основания для таких проверок были сокращены до двух: либо по просьбе самого налогоплательщика, либо по решению суда. ФНС, наоборот, предлагает расширить эти основания, оставив в качестве такового "решение вышестоящего налогового органа в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку", и добавив "требования правоохранительных органов".

Не согласны в ФНС и с идеей ограничить срок выездных налоговых проверок. Пока в поправках Минфина фигурирует максимальный срок в пять месяцев, при необходимости проведения экспертиз или встречной проверки. Налоговики считают, что основной срок проверки (сейчас два месяца) может продлеваться при проведении встречных проверок и назначении экспертизы не до какой-то определенной даты, а "на время фактического проведения указанных мероприятий, а также при непредоставлении документов в установленные сроки по требованию налогового органа".

Впрочем, реверанс в сторону налогоплательщиков налоговые органы все-таки сделали, согласившись с тем, что срок для предоставления налогоплательщиком документов в рамках камеральной налоговой проверки может быть увеличен с пяти до десяти дней, а срок для предоставления налогоплательщиком возражений – с 14 до 20 дней. Правда, при этом налоговики не прочь превратить камеральные проверки (налогоплательщики направляют истребуемые документы в налоговые органы, которые, в свою очередь, должны проверить правильность их заполнения) в полноценные выездные проверки. "Предлагается наделить налоговые органы при проведении камеральных налоговых проверок правом проверки документов на территории налогоплательщика при наличии письменного заявления налогоплательщика",– отмечается в предложениях ФНС. Очевидно, что способов убеждения налогоплательщика выдать проверяющим необходимое заявление в арсенале налоговиков найдется немало.

ГАЛИНА Ъ-ЛЯШЕНКО

КоммерсантЪ