07.04.2005

Подорожный налог. Минтранс предлагает свою дифференциацию платы за землю



ВЛАДИМИР ЛАВИЦКИЙ, МАРИНА СОКОЛОВСКАЯ

За выгодное расположение магазина, ресторана, сервисного центра или другого объекта коммерческой недвижимости его владельцу, возможно, придется платить дополнительно. Вчера министр транспорта России Игорь Левитин предложил Госдуме дифференцировать налог на землю в зависимости от ее близости к автомобильным дорогам и наличия придорожной инфрастуктуры.

"Появление новой дороги увеличивает стоимость земель и имущества, генерирует мощные потоки потребительского спроса, а также формирует условия для развития высокодоходных видов бизнеса. Однако у нас сложилась ситуация, когда дорогу строят одни, а все преимущества от ее создания получают другие",- заявил вчера министр транспорта Игорь Левитин, выступая перед депутатами Госдумы на "правительственном часе".
Левитин постоянно говорит о необходимости стимулировать приток инвестиций в дорожное строительство. С этой целью он, например, лоббировал скорейшее создание государственных частных партнерств (ГЧП) и принятие закона "О концессиях". В Минтрансе уже подсчитали, что в перспективе доля частного капитала в затратах на ремонт дорог может достичь 20%, а потенциальный объем инвестиций в отрасль - $2-3 млрд в год.
После вчерашнего заявления Игоря Левитина стало ясно, что у Минтранса есть и более радикальные предложения для пополнения дорожных фондов. При этом его вовсе не смущает, что со своим предложением он вторгается в налоговую сферу, политику в которой традиционно определяют Минфин и Минэкономразвития, хотя и отдает себе отчет в том, что вопрос введения дифференцированного налога - "дискуссионный и требует дополнительной концептуальной и нормативно-правовой проработки". Но вдохновляющий министра транспорта пример уже нашелся: Игорь Левитин ссылается на опыт Канады, где строительство или реконструкция объектов недвижимости, расположенных в 800-метровой полосе от дороги, требует получения предварительного разрешения, "выдаваемого за определенную плату". Кроме того, в Канаде особо контролируется придорожная торговля, а также размещение любых рекламных и информационных конструкций в пределах 400-метрового коридора по обе стороны автомобильной дороги.
Эксперты, однако, считают, что шансов реализовать эту идею у Минтранса немного. Многострадальный налог на землю, который вступает в силу с 1 января 2006 года и будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, вряд ли "переварит" еще и дифференциацию платежей по придорожным участкам. В этом случае методика расчета налога станет еще более сложной и спорной. "К тому же в России до сих пор не завершена кадастровая оценка земли,- отмечает начальник департамента группы аналитических исследований компаний ОГО Юрий Гнатовский.- Так что министр транспорта бежит впереди паровоза. Делая подобные заявления, он, очевидно, не думает о технической стороне дела, о том, как, собственно, воплотить эти предложения в жизнь". Кроме того, предложение Минтранса вряд ли понравится и самим инвесторам, которых Игорь Левитин активно призывает вкладывать деньги в дорожное строительство. Не секрет, что в обмен на инвестиции в строительство дорог предприниматели часто требуют выделения "пятен" под развитие инфраструктурных проектов в полосе отвода возводимых объектов, которые традиционно являются наиболее доходными.
"Понятно, что предложение Левитина продиктовано желанием развивать дорожную инфраструктуру,- говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.- Однако вполне может быть, что введение дифференцированного налога на землю в зависимости от ее близости к автомобильным дорогам приведет к такому росту цен на землю, что в итоге просто отобьет у бизнеса всякое желание эту инфраструктуру развивать". Впрочем, аналитик инвестиционной компании "Проспект" Игорь Лавущенко, хотя и не исключает того, что предприниматели могут оказаться в ситуации, когда плата за придорожную землю резко возрастет, считает, что "соотношение спроса и предложения на землю эта инициатива все равно не изменит, так как привлекательность придорожных участков все равно в итоге будет выше их стоимости".

Деловая газета "Бизнес"