Первоначальная инвестиция в поросенкаИРИНА ДРЕМИНА 13 апреля 1902 года начинающий американский предприниматель Джеймс Пенни открыл свой первый магазин одежды. Со временем небольшой магазинчик стал одной из самых больших розничных сетей Америки. Рецепт успеха оказался неожиданно прост: честное отношение к покупателю. Будущий бизнесмен родился 16 сентября 1875 года на небольшой ферме в штате Миссури. Его небогатые родители были глубоко верующими баптистами. Они воспитывали Джеймса в строгости, которая может показаться сегодня чрезмерной. Например, с восьми лет он должен был сам доставать средства на одежду, собирая и продавая старье. Но Джеймс впоследствии только благодарил их, так как его первое коммерческое предприятие было порождением строгой семейной политики в отношении одежды. Джеймс, которому требовались новые ботинки, накопил $2,5 и инвестировал эти деньги в маленького поросенка, вырастил его и успешно продал. После колледжа Джеймс работал продавцом в различных магазинах. К 1902 году 27-летний продавец сумел скопить огромную по тем временам сумму $2 тыс. на то, чтобы стать третьим партнером в сети магазинов по продаже одежды в городке Кеммерер в Вайоминге. Пенни подошел к делу ответственно. Во-первых, он обошел всю округу, в которой находился его магазин, и постарался выяснить, какую одежду хотели бы найти в магазине местные жители. Во-вторых, на каждую продаваемую вещь он нацепил ценник с твердой ценой, которая не зависела от социального статуса покупателя. Все эти меры настолько не вязались с принципами торговли начала прошлого века, что знакомые коммерсанты тут же напророчили магазину скорый крах. К моменту открытия весь город был залеплен его рекламой, люди с любопытством приходили в новый магазин и возвращались снова. Со временем Пенни выкупил доли своих партнеров и стал к 1907 году полновластным владельцем сети Golden Rule Stores, состоявшей из нескольких магазинов. Всего через пять лет их стало уже 34, а оборот составил $2 млн. Столь быстрый рост количества магазинов объяснялся просто: Пенни копировал собственную схему прихода в бизнес для успешных продавцов - давал им ссуду на приобретение третей части от каждого открываемого под его маркой магазина. Таким образом, часть продавцов становились его партнерами по бизнесу, а количество магазинов под единой маркой росло. В 1914 году фирма Джеймса Пенни переезжает в Нью-Йорк, чтобы быть ближе к деловому миру, и меняет название на J. C. Penney Company. В 1915 году его сети принадлежит уже 86 магазинов в 13 штатах, их оборот достигает $4,8 млн в год. Но в 1917 году, когда компания находится на пике своего роста, Пенни неожиданно уходит с поста президента компании и целиком сосредотачивается на выработке стратегии развития компании в будущем и подборе кадров для нее. Скоро J. C. Penney Company стала крупнейшей сетью магазинов, название которой было знакомо каждому американцу. Даже Великая депрессия не подкосила ее. К 1929 году в сеть входило 1,4 тыс. магазинов по всей стране. А за следующие 10 лет было открыто еще 1,2 тыс. магазинов, то есть в среднем один в три дня! Пенни не забывал свои магазины, он регулярно наведывался в них и устраивал обмен опытом с персоналом. Например, за 1961 год Пенни, которому исполнилось уже 85 лет, посетил 67 магазинов. Главную мысль, которую он всегда старался донести до персонала и владельцев магазинов, Пенни сформулировал в виде пословицы: "Прибыльно лишь то, что честно!". Это и было универсальным рецептом его успеха и, возможно, долгой жизни - до столетия он не дожил всего четыре года. Деловая газета "Бизнес" |