18.04.2005

Tesco становится тесно



РУПЕРТ СТЕЙНЕР (RUPERT STEINER)

Tesco - ведущая британская компания, которой удалось стать игроком мирового масштаба без глобального расширения (по крайней мере, пока). На прошлой неделе она вписала новую страницу в историю розничной торговли, став первой в стране сетью супермаркетов, сообщившей о годовой прибыли в размере $3,8 млрд.
Этот успех во многом обусловлен фокусировкой на родном рынке: компания прекрасно знает потребителя и всеми силами укрепляет свой брэнд. Увы, пределы внутреннего развития достигнуты, и единственным способом движения вперед для Tesco становится серьезный выход на международный рынок.
В отличие от BP, HSBC, Wal-Mart и прочих крупных высокодоходных компаний Tesco действует всего в 13 странах. В этом году планируется открытие 40 супермаркетов в Центральной Европе, а также расширение в Китае и Юго-Восточной Азии, в первую очередь в Таиланде. Компания посматривает на территории, занятые американским гигантом Wal-Mart и французской сетью Carrefour.
Во вторник Tesco объявила о 21% росте прибылей по итогам деятельности за год. В условиях сложной торговой конъюнктуры, разоряющей конкурентов компании, рынок отреагировал ростом стоимости акций Tesco на 8 пенсов. Теперь одна акция стоит 326 пенсов.
Словно вознамерившись подчеркнуть успех Tesco, в среду сеть Marks & Spencer объявила о 5-процентном сокращении продаж основных товаров в прошлом квартале. Таким образом, спад продолжается уже шесть кварталов подряд. Сеть Morrison смогла добиться 20-процентного увеличения продаж в приобретенных ею магазинах Safeway, тогда как продажи в десяти супермаркетах, которые она была вынуждена продать Tesco, почти удвоились.
За последние четыре года Tesco также почти удвоила прибыль до вычета налогов. Общие продажи в Великобритании выросли на 11,9% и достигли объема 29,5 млрд фунтов, а продажи без учета расширения сети и ассортимента - на 9%.
Даже международные продажи выросли на 13,1%, и глава компании сэр Терри Лихи (Terry Leahy) вознаградил акционеров окончательными дивидендами в размере 5,27 пенсов (вместе с предварительными это дает годовые дивиденды в размере 7,56 пенсов на акцию, что на 10,5% больше, чем в прошлом году).
Эффективность сети обусловлена тем, что она владеет одним из лучших портфелей супермаркетов, куда входят Tesco Metro, Tesco Express и Tesco Extra. 100 магазинов Extra служат для активно развивающейся торговли непищевыми товарами, например одеждой, электрооборудованием и CD. Пользующаяся популярностью карта постоянного потребителя помогает учитывать предпочтения клиентов, отслеживая совершаемые ими покупки.
Лихи продемонстрировал хорошую смекалку, продвигая брэнд на новые территории,- продажи одежды выросли на 28%, финансовые услуги также приносят прибыль. Однако главной проблемой для Tesco в следующем году станет достигнутый успех.
Компания уже страдает от так называемого эффекта Камелота - когда корпорация достигает подобных результатов, ее триумф может сыграть против нее. Многим не нравится, когда кто-то добивается слишком больших успехов, а доминирующие компании вызывают недоверие. Люди стремятся поставить их на место. Нечто подобное началось во вторник. Благотворительное общество ActionAid обвинило сеть в сотрудничестве с южноамериканскими поставщиками фруктов, платящим женщинам "нищенские зарплаты". Представители Tesco утверждают, что компания постоянно отслеживает политику своих поставщиков.
Другие подчеркивают побочные следствия доминирования сети, обвиняя Лихи в том, что его компания вытесняет маленькие магазины и ставит поставщиков на грань убытков. Однако подобные обвинения будут волновать сэра Терри только в том случае, если они повлияют на потребителей.
Что бы ни сулили итоги деятельности за год, аналитики уверены, что Лихи справится с задачей и сумеет извлечь аналогичные прибыли при помощи той же стратегии. Объем и сроки поступления доходов от международной деятельности - это те немногие факторы, которые способны повлиять на ценовые ожидания, ну и, пожалуй, непредсказуемость маржи операционной прибыли на внутреннем рынке.

Деловая газета "Бизнес"