Цена бездействияЮРИЙ ХНЫЧКИН Российский автомобильный рынок замер в ожидании больших событий. С одной стороны, в недалеком будущем в стране должны появиться сборочные производства, принадлежащие крупнейшим мировым автопроизводителям, среди которых называются Volkswagen, Toyota и даже DaimlerChrysler, с другой, Россия может стать плацдармом для экспансии автомобилей китайского производства. Оба процесса идут параллельно и как бы независимо друг от друга, однако каждый из них по-своему важен для будущего отечественного рынка. Традиционные иностранные производители приходят в Россию уже после того, как они укрепились на двух других важнейших для себя мировых рынках из числа новых - в Китае и Индии. Россия стала в этом списке третьей не только из-за того, что китайский и индийский рынки превосходят российский по потенциальной емкости. Такой расклад диктовался действиями российского правительства, не имевшего до последнего времени четкой линии в отношении будущего отечественного автопрома и автомобилизации России в целом. Все 1990-е годы власти предпочитали не замечать наличие проблемы в принципе и в результате отдали массовый рынок европейскому и японскому секонд-хенду. Запретительные пошлины на автомобили старше семи лет были введены только после того, как взвыли лоббисты российских автозаводов, вынужденные останавливать конвейеры под угрозой полного отсутствия спроса. Чуть позже к регулированию рынка приложили руку западные автопроизводители, не желающие вступать в конкуренцию с собственной продукцией трех- семилетней давности и поставившие повышение пошлин на машины этой возрастной категории в качестве одного из главных условий создания российских сборочных производств. Им же принадлежит и инициатива установления нулевых пошлин на автокомплектующие. К чему это перечисление? К тому, что в деле регулирования рынка правительство лишь реагировало на сигналы, исходящие от автопроизводителей - как российских, так и иностранных. Инициатива всегда исходила от них, но никогда - от чиновников Белого дома и профильных министерств. Платой за это бездействие стала нынешняя ситуация, когда никто из участников процесса не доволен своим положением. Иностранцам не нравится бег с препятствиями в виде бесчисленных административных барьеров, российским автопроизводителям - отсутствие государственной поддержки, а потребителям - необходимость выбирать между небезопасной и некачественной продукцией отечественного автопрома и дорогими иномарками, ценообразование на которые зависит исключительно от фискальных аппетитов правительства. Деловая газета "Бизнес" |