Китайские автопроизводители готовы завоевать мир?После десятилетий нахождения в тени крупных мировых автопроизводителей и массового производства невзрачных машин китайские компании наращивают мускулы, собирая седаны, которые имеют шансы завоевать мировые рынки. Таких гигантов как General Motors Corp. и Toyota Motor Corp. все больше беспокоит то, что опыт, подобный приходу на рынок японских и южнокорейских автопроизводителей, повторится в случае с Китаем. Хотя аналитики призывают успокоиться, ссылаясь на то, что китайцам сначала нужно преодолеть в сознании потребителей восприятие их автомобилей как недостаточно качественных. Кроме того, им следует научиться справляться с более высокими расходами на производство автомобилей, манией к краже интеллектуальной собственности и серьезным дефицитом конструкторских решений, отмечают аналитики. "Я не уверен, сколько времени это займет - 10, 20 или 30 лет, но вполне возможно, что в будущем мы увидим автомобили китайских марок на улицах Японии", - сказал президент совместного китайского предприятия Nissan Кацуми Накамура. "Они очень амбициозны", - заметил он. Посетители автосалона в Шанхае на следующей неделе могут ознакомиться с планами китайских автопроизводителей, например, по сборке машин собственных марок и продвижении их на мировой рынок с применением агрессивной маркетинговой стратегии. Китайские автопроизводители и их иностранные партнеры, такие как Volkswagen AG, заявили о планах выделить более $15 миллиардов на увеличение мощностей в три раза, до более чем семи миллионов автомобилей к 2008 году. Это вызывает опасения относительно формирования избытка предложения на рынке. Если Китаю не удастся стать вторым по величине мировым автопроизводителем к 2010 году, как предсказывает McKinsey & Co, в стране могут скопиться миллионы непроданных автомобилей. Замыслы Geely или Shanghai Automotive Industry Corp, крупнейшего китайского автопроизводителя, повторить успех Toyota или Hyundai Motor Co, не дают покоя автомобильным боссам. "Если располагать такими мощностями, то будешь подумывать о продвижении за рубежом, - сказал Ял Чзан из консалтинговой компании CSM. - Это дорога, по которой собираются пойти все китайские компании, и автопроизводители - не исключение. В конечном итоге, рынок окажется перенасыщенным". РАСТУЩИЕ ОПАСЕНИЯ Спад на рынке порождает опасения. Почти удвоившись в 2003 году, рост продаж автомобилей замедлился до 15 процентов в 2004 году. В 2005 году ожидается еще более медленный рост. Во главе быстрорастущего экспорта Китая стоят две компании - Geely и Chery Automobile Co, которую GM обвинил в копировании одной из его машин, что сам китайский производитель оспаривает. Полный энтузиазма глава Geely Ли Шуфу стремится продавать две трети своих автомобилей за рубежом, хотя пока сдержан в прогнозе, когда это случится. Geely надеется производить 650.000 автомобилей в год к 2007 году. "Мы должны собирать автомобили так же, как люди в Вэньчжоу делает зажигалки", - сказал Ли на форуме в Пекине в прошлом месяце, упомянув город, в котором производится четверть мирового объема зажигалок. В 2004 году Китай с его седьмой по величине в мире экономикой экспортировал менее 50.000 автомобилей, в основном на Ближний Восток и в Африку. Сейчас фокус смещается на США, крупнейший мировой авторынок. Малкольм Бриклин, предприниматель, представивший американцам Yugo в 1980-х годах, планирует продать 250.000 автомобилей Chery в 2007 году, предложив их по цене, на 30 процентов ниже, чем конкурирующие американские модели. В свою очередь, голландский гонщик и автомобильный дилер Петер Бийвельдс планирует продать 2.000 первых китайских автомобилей в Европе в этом году - внедорожников городского типа Landwind производства подразделения Jiangling Motors, которая является партнером Ford Motor Co.. Цена на автомобиль будет почти вдвое ниже, чем у основной конкурирующей модели. Нереально? Может, и нет. Toyota, которая сейчас является вторым по величине в мире автопроизводителем, не столь удачно начинала в США в 1960-х годах, а корейские автомобили выглядели забавно в 1980-х годах. "Если 10 лет назад вы бы спросили, достигнет ли Toyota такого успеха в США, как сегодня, многие скептически отнеслись бы к этому", - сказал партнер Ernst & Young Клайв Саундерсон. "Американские автокомпании сегодня на своем собственном рынке испытывают угрозу от таких производителей, как Toyota. Почему не предположить, что китайские автокомпании способны на то же самое?", - добавляет он. СЛАБЫЙ ИМИДЖ Некоторые считают, что китайским автопроизводителям не хватает конструкторского мастерства. "То, что они могут скопировать, является лишь видимостью. Они не могут скопировать внутреннее техническое устройство, например, двигатель и трансмиссию", - сказал аналитик Чуань Тан из KGI Securities. Слабая система логистики и дороговизна использования импортируемых комплектующих также увеличивает расходы на производство автомобилей в Китае. Стоимость Buick Regal, произведенного в Китае, на $10.000 превышает стоимость произведенного в США. Наконец, убедить европейцев и американцев приобретать автомобили, произведенные в Китае, стране, "славящейся" своими туфлями, одеждой и дешевой электроникой, наводнивших западные рынки в последние годы, может оказаться не столь легко. |