Водку пить не модно. Российское производство алкогольных напитков резко сокращаетсяОЛЬГА ГОРЕЛИК Впервые за много лет производство водки сократилось сразу на 12 процентов. По данным опубликованного в конце прошлой недели квартального отчета Национальной алкогольной ассоциации, за первые месяцы 2005 года производство отечественной водки упало на 12%, а вина – на 33%. Участники алкогольного рынка видят в этом происки иностранных конкурентов, теневиков, производителей бытовой химии и российского законодательства. Между тем россияне все больше отдают предпочтение слабому алкоголю. Снижение производства коснулось и других сегментов алкогольного рынка: игристых вин стали выпускать на 1,4% меньше, слабоалкогольной продукции – на 5,3%. Отрасль пострадала в основном из-за предновогодней неразберихи с налоговым законодательством, когда винные заводы вынуждены были на время остановить производство и отгрузку вина. Однако теперь ситуация нормализовалась, а тенденция так и не переломилась. Снижение производства водки на 12% стало сенсацией – подобных темпов падения водочная отрасль не знала уже много лет. Участники алкогольного рынка разделились во мнении, почему нынешний год начался для российской водки столь неудачно. Шквал гневной критики в первую очередь обрушился на украинских импортеров. В северо-западной ассоциации участников алкогольного бизнеса «АЛБИ» водочников с Украины «Новым Известиям» назвали даже «единственной угрозой для отрасли». Требование ввести госрегулирование рынка и установить таможенную пошлину на спиртное из стран СНГ поддерживает и Национальная алкогольная ассоциация. Однако далеко не все считают украинцев главной бедой российской водочной отрасли. Топ-менеджер одного из крупных производителей крепкого алкоголя в России в беседе с «НИ» сообщил, что настоящая угроза отечественной водке исходит от Запада. По его словам, есть большая вероятность, что вскоре на наш рынок хлынет дешевая водка из-за рубежа, которую производители готовы продавать по гораздо меньшей цене, чем их российские коллеги. «Не исключено, что в скором времени для полного захвата российского рынка они начнут проводить демпинговые акции, и тогда нам придется туго», – добавил эксперт. Однако многие специалисты склонны искать причины неудач «в своем глазу». «Украина меньше всех виновата в сложившейся ситуации, – заявил «НИ» президент Союза участников алкогольного рынка Осман Парагульгов. – Те 1–2% российского рынка, которыми она владеет, никак не могут расшатать целую отрасль. Реальную же опасность производителям, и в первую очередь, потребителям представляет отсутствие заслона на пути изготовителей суррогатов и нелегальной водки». Впрочем, не исключено, что падение производства связано не cтолько с происками конкурентов, сколько с постепенным падением спроса на традиционный российский напиток. По данным Союза российских пивоваров, в последние годы в пересчете на чистый спирт 70% потребления алкоголя приходится на водку, 19% – на пиво, 11% – на вино, шампанское и коньяк. Между тем еще в конце 90-х годов водка свои 80% рынка держала крепко, и рядом с нею никого не было. Перемены же говорят о том, что происходит постепенная переориентация населения России, в особенности молодежи, на употребление слабоалкогольных напитков. НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ |