Реклама как двигатель духовностиВ понедельник в Москве общественная организация "Равенство" провела пикет против рекламной кампании 10 заповедей, продолжающейся в Москве с начала Великого поста. Противники ветхозаветной морали требуют от мэрии предоставления бесплатных рекламных площадей для акции, призывающей отменить прописку и регистрацию в столице. Двенадцать человек на Пушкинской площади развернули листы ватмана с лозунгами: 'Нет церковному диктату', 'Нет проповеди и заповедям за счет города', 'Мэрия, помоги защитить право россиян'. Милиционер, проверив у протестующих разрешение на пикет, скучая поглядывал на небо. А десяток журналистов пытались вникнуть в суть протеста. 'Заповеди нарушают Конституцию' Ольга Сагареева, глава 'Равенства', сразу оговорилась, что за чистоту рекламной политики ее организация не борется. Она пояснила ГАЗЕТЕ, что размещение заповедей на рекламных щитах - это нарушение Конституции, прав граждан и принципа отделения Церкви от государства. 'Если город за бюджетные деньги готов размещать любую рекламу, то почему мы не можем получить бесплатно щиты для нашей акции: за отмену прописки и регистрации?' - недоумевала Ольга. 'Почему людям навязывается Библия? Тогда давайте рекламировать и Коран. Мы хотим улучшить имидж приезжих, но вынуждены платить за это 39 тысяч долларов наравне с рекламщиками стирального порошка!' 'Мои друзья могут обидеться' Граждане шли мимо, равнодушные к церковному диктату и к правам россиян. Иван Булгаков из Казахстана, приехавший на Социальный форум, изучив лозунги, рассказал ГАЗЕТЕ, что его, делегата 1-го Социального форума, отказались селить в общежитие, так как он иностранец. Другой прохожий на ходу заметил, что заповедей он не видел, а вот реклама прокладок очень раздражает. Юноша из Сибири высказался в том духе, что 'заповеди ведь Иисуса Христа, а моим друзьям-буддистам это может и не понравиться, если самого Далай-ламу в страну не пускают'. Активисты из 'Равенства' его поправили: заповеди не Христа, а Моисея, Далай-лама в России побывал, но главное - это то, что 'религия должна быть частным делом, о ее заповедях нельзя напоминать за бюджетные деньги, вот о ветеранах - другое дело'. 'Помнили бы заповеди, не нужно было бы напоминать о ветеранах', - буркнул прохожий, отказавшись развивать дискуссию дальше. Чьи деньги и чьи идеи Пока фотографы рыскали по Москве в поисках 10 заповедей, я искала тех, кто потратил деньги москвичей на религиозный угар. Станислав Бочков, пресс-секретарь Союза создателей социальной рекламы (СССР), разочаровал ГАЗЕТУ. По его словам, задумана акция была осенью 2004 года совместно с организацией 'Деловая Россия', объединяющей средний бизнес, после того, как они провели исследование печальной демографической ситуации в стране. Бизнесмены и рекламщики сами заплатили свои деньги, заверил Бочков, за изготовление 200 плакатов с 10 заповедями. Они же обратились и за поддержкой в Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, чтобы те от своего имени адресовались в мэрию. (Там ГАЗЕТЕ подтвердили, что решение о том, что является социальной рекламой, а что не является, принимает лично мэр и вице-мэр, и любое лицо может предложить свой проект.) Мэр Юрий Лужков счел, что напоминание о 10 заповедях уместно на улицах города в качестве социальной рекламы. 'Закон молчит о том, что с детьми нужно книжки читать' По федеральному закону о рекламе 5% рекламных площадей и эфирного времени отводится именно на социальную рекламу. Как говорит Станислав Бочков, в этом качестве рассматривается 'социально важная для общества информация и нравственные нормы, то есть общественно одобряемые поведенческие стереотипы: что с детьми нужно читать книжки, что заниматься спортом полезно'. А вот акции, направленные на изменение законов (легализация марихуаны, отмена прописки и др.) считаются политической рекламой. Но, уверен Бочков, и 'Равенство', и другие вправе написать письмо в мэрию и постараться аргументированно доказать, что их цели столь же социально важны, как и реклама трезвости за рулем. Павел Крашенинников, председатель комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Думы, заверил ГАЗЕТУ, что закон соблюден во всех аспектах: 'Церковь не имеет монополии на Библию, ее цитирование не является объектом авторского права, поэтому нарушения закона здесь нет, и ничего плохого нет в том, что люди еще раз прочтут библейские заповеди'. С ним согласен и Алексей Венедиктов, гендиректор 'Эха Москвы': 'Если в XXI веке наиболее доступная форма для человека - рекламный щит, то надо их использовать и рекламировать заповеди именно так'. Никаких нареканий не вызвала реклама и у мусульман. Глава Совета муфтиев РФ Равиль Гайнутдин заверил ГАЗЕТУ, что 'заповеди не противоречат требованиям ислама, лучше напоминать людям о нравственных ценностях, чем об алкоголе и сигаретах'. 'Надо поговорить. Бог' В США, где религия от государства отделена, социальная реклама на 'божественную тему' имеет грандиозный успех с 1998 года. Американская ассоциация наружной рекламы начала тогда с 10 тысяч билбордов, потратив на них 13 миллионов долларов. В дальнейшем в 50 штатах появились 50 тысяч щитов, подписанных коротко - Бог: 'Мне понравилось венчание. Пригласите на свадьбу' или 'Думаешь, там жарко?' (это про ад); 'Я ведь не ставлю под сомнение твое существование'; 'Следуй за мной'; 'Приведет ли твоя дорога ко мне?'; 'Нужен брачный адвокат? Я доступен'; 'Если будете упоминать мое имя всуе, я продлю час пик'; 'Ты читал мой бестселлер?'; 'Люблю, люблю, люблю'. Самым популярным американцы признали послание 'Не заставляй меня спускаться' Надежда Кеворкова Газета |