20.04.2005

"Донской табак" расширяет дистрибуцию



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

"Донской табак" придумал способ остановить падение продаж - с 2000 года его доля рынка сократились с 12 до 5%. Компания начинает активно развивать дистрибуционную сеть по всей России: ранее ее продукция была представлена лишь на Юге России и в Москве. Первой ласточкой стало открытие представительства в Центральном Черноземье.
"Донтабак" открыл новое представительство в Рязани, в его зону покрытия входят шесть областей Центральной России: помимо Рязанской, это также Тульская, Орловская, Калужская, Брянская и Смоленская области. Как сообщили "Бизнесу" в компании, до конца 2005 года "Донтабак" планирует открыть еще три дистрибуционных центра в Санкт-Петербурге, Перми и Сургуте и увеличить свои продажи на 4 млрд сигарет (до 23 млрд штук ежегодно), долю рынка - на 1-1,5%.
Ранее продукция "Донтабака" была представлена лишь в южных регионах России и в Москве. "Реализация в северных регионах (относительно Ростовской области.-"Бизнес") была крайне затруднена, потому что рынок поделен между крупными поставщиками",- рассказал "Бизнесу" замдиректора по маркетингу и продажам "Донтабака" Михаил Зайцев. Другим операторам не остается места на рынке, говорит он.
Летом 1999 года "Донской табак" уже пытался выйти в новые для компании регионы, построив производственный комплекс в Новосибирске. Однако производство оказалось невыгодным из-за дороговизны сырья. К тому же, по неофициальной информации, у компании возникли проблемы с местными властями. В итоге проект был закрыт в том же году.
Теперь "Донтабак" решил осваивать новые регионы за счет создания сети собственных представительств. Руководитель управления по корпоративным отношениям группы "Агроком" (в нее входит "Донтабак") Тамара Борцова говорит, что открытие представительства в Рязани - лишь первый шаг в построении общероссийской дистрибуционной сети. "Дистрибуция по всей территории России гарантирует равномерное распределение товара и его доступность для потребителей. Открытие же производства в том или ином регионе такой задачи не выполняет",- говорит Михаил Зайцев.
Однако кто именно будет реализовывать продукцию "Донтабака" в Центральной России, пока неизвестно. Ранее основатель компании Иван Саввиди говорил "Бизнесу", что не исключает возобновления контракта с крупным национальным дистрибутором "Мегаполис". В дистрибуторской компании вчера отказались от комментариев.
Участники рынка говорят, что расширить дистрибуцию "Донтабаку" будет непросто. Сейчас все крупные дистрибуторы поделены между крупными транснациональными компаниями, в регионах остались только мелкие оптовые компании, считает президент ассоциации табачных дистрибуторов "Грандтабак" Сергей Шелехов. "Программа развития в новых регионах давно заявлялась "Донтабаком", однако пока неясно, за счет чего они рассчитывают на такой рост продаж: у "Донтабака" практически нет известных потребителю марок",- говорит один из участников табачного рынка. К тому же, добавляет собеседник "Бизнеса", чтобы привлечь хорошего дистрибутора, компании придется выложить порядка $10 млн.

Деловая газета "Бизнес"