20.04.2005

Не партнеры. Рекламодатели всегда хотят гарантий того, что размещение рекламы принесет результат



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

Рекламодатели всегда хотят гарантий того, что размещение рекламы принесет результат. Чтобы можно было точно знать, что каждый вложенный доллар принесет ровно $5, а лучше, конечно, $10. Спрос рождает предложение, так в интернете появились партнерские программы.
В описании большинства партнерских программ слово "реклама" используется по минимуму, его заменяют словосочетаниями вроде "форма бизнес-сотрудничества", хотя по большому счету это рекламные сети с оплатой по результату: хозяева сайтов получают деньги не за количество показов или клики, а за совершенные на сайте рекламодателя действия. Кликнул некий пользователь по баннеру на сайте "Все о бобрах", попал на страницу "Распродажа бобров", заполнил там форму "Хочу бобра, самовывоз" - и хозяин сайта, с которого пришел этот пользователь, получил такое-то количество денег. Или процент с продажи бобра. Это уж как рекламодатель с веб-издателем договорятся.
Собственно, "договорятся" - принципиальный момент в партнерских программах. Во-первых, размер выплат веб-издателю сильно варьируется в зависимости от того, что на кону, сколько денег получит рекламодатель и насколько он намерен этими деньгами поделиться со своими партнерами. Во-вторых, рекламодатели и хозяева сайтов должны друг другу доверять и быть именно партнерами. Весь учет совершенных действий производится при помощи довольно нехитрых технологий, которые веб-издатель может и обмануть. При этом издатели хотят быть уверенными в том, что выплаты им будут сделаны в полном объеме и быстро. А рекламодатели, зная о существовании обманщиков-накрутчиков, склонны перепроверять всю статистику и задерживать платежи или не перечислять деньги вообще, если у них возникают сомнения в честности издателя. Как только взаимное недоверие достигает пика, партнерская программа рушится как карточный домик, "партнеры" разбегаются в разные стороны, по пути оставляя в форумах страшные проклятия рекламодателям.
Именно из-за недоверия людей друг к другу партнерские программы в России до сих не получили большого развития. То есть, конечно, существует полторы-две сотни партнерских программ, которые организуют интернет-магазины, и они худо-бедно работают. Одни закрываются, появляются другие, и процесс идет. Но партнерские программы развиваются в первую очередь усилиями не отдельных магазинов, а крупными системами, которые объединяют тысячи площадок, готовых сотрудничать с разными рекламодателями при помощи системы "Посредник". Они выступают в качества гаранта того, что все будет честно и по правилам, и одновременно берут на себя головную боль рекламодателя по техническому обеспечению партнерских программ. За рубежом в интернете услугами подобных систем пользуются и очень крупные сайты, и небольшие магазины, потому что это удобно и просто. Но в Рунете фактически нет подобных брокеров, специализирующихся на партнерских программах. Игроков на этом поле можно посчитать по пальцам одной руки, а если подойти к вопросу серьезно, то окажется, что для подсчета понадобится вообще только пара пальцев ну и плюс-минус фаланга. И эти единственные живые компании в целях выживания создали некий гибрид между партнерскими программами и старыми добрыми баннерными сетками, предлагая рекламодателям проведение кампаний не только с оплатой за результат, но и показы, клики и даже размещение по времени, которое, казалось бы, должно уже давно отмереть. Однако оно живет и процветает в этих "партнерских программах", ибо места для обманных маневров в данном случае фактически нет, а потому востребовано и со стороны рекламодателей, и со стороны веб-издателей. Так что выходит странная история с размещениями за результат: рекламодатели хотят, издатели могут, но все подозрительно косятся друг на друга и телега партнерских программ катится, конечно, в Рунете, но медленно и печально.

Деловая газета "Бизнес"