20.04.2005

Российские внедорожники не пользуются спросом. "GM-АвтоВАЗ" сокращает производство



GM-АвтоВАЗ Крупнейшее в отечественном автопроме совместное предприятие "GM-АвтоВАЗ" сократило план производства на 2005 год с 75 до 55 тысяч автомобилей. Наиболее удачная модель СП - Chevrolet Niva теряет завоеванные ранее позиции не только по причине низкого качества выпускаемых авто. За полтора года цена Chevrolet Niva выросла с 9 до 11,5 тысячи долларов. Покупатель оказался просто не готов к такому повышению. Продажи сокращаются
СП "GM-АвтоВАЗ" начало выпуск автомобилей Chevrolet Niva осенью 2002 года. С тех пор с конвейера предприятия сошло свыше 90 тысяч этих авто. Во всех рейтингах и классификациях Chevrolet Niva значится как отечественная модель, а не как иностранный автомобиль российской сборки. С конца 2004 года СП "GM-АвтоВАЗ" начало выпуск второй модели - Chevrolet Viva, являющейся, по сути, снятой с производства в Европе Opel Astra. На 2005 год запланирован выпуск 7,5 тысячи Chevrolet Viva.

Проект Chevrolet Niva изначально неплохо себя зарекомендовал. Согласно данным директора по продажам и маркетингу СП Константина Байшева, в 2004 году предприятие реализовало свыше 57 тысяч автомобилей Chevrolet Niva и пробную партию из 456 Chevrolet Viva. Для сравнения: наиболее успешное иностранное предприятие в России - завод Ford во Всеволожске, стартовавший примерно в то же время, что и "GM-АвтоВАЗ", смог реализовать в прошлом году в два раза меньше автомобилей - 29 тысяч. При этом стоимость выпускаемых в Самарской и Ленинградской области моделей Chevrolet Niva и Ford Focus находится в близком ценовом диапазоне - 11-14 тысяч долларов.

Подкачало качество
Казалось бы, за относительно небольшие деньги потребитель получил внедорожник, который в два-три раза дешевле ближайших зарубежных аналогов. Однако ремарки покупателей в адрес низкого качества Chevrolet Niva не заставили себя долго ждать. В первую очередь потребителей не устраивала устаревшая ходовая часть Chevrolet Niva (включая двигатель), поставляемая "АвтоВАЗом". Кроме того, на продажах стал сказываться рост цен на продукцию совместного предприятия. Так, новинка "GM-АвтоВАЗ" - автомобиль Chevrolet Viva, еще не поступив в продажу, подорожал с 11,9 до 13,1 тысячи долларов. А Chevrolet Niva с начала этого года прибавила в цене почти тысячу долларов.

Все это отразилось на сбыте. Если продажи иномарок продолжили стремительный рост (за I квартал они увеличились на 73% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), то продажи машин отечественного производства сокращаются.

Затоваривание заводских и дилерских складов привело к тому, что один за другим о сокращении производственных планов заявили основные отечественные автопроизводители - ГАЗ и ВАЗ.

"Рынок не готов"
Во вторник о сокращении планов производства на 2005 год с 75 до 55 тысяч автомобилей заявил и гендиректор СП "GM-АвтоВАЗ" Ричард Свандо. Пресс-секретарь предприятия Наталья Крамаренко сказала ГАЗЕТЕ, что речь идет о сокращении производства базовой модели - Chevrolet Niva: с 55 тысяч машин в прошлом году до 48 тысяч в нынешнем. "Мы провели глубокое исследование и пришли к выводу, что рынок не готов потребить столько же наших машин, сколько в прошлом году", - сказала Крамаренко.

По мнению Алексея Языкова из "Атона", снижение продаж Chevrolet Niva вызвано общим замедлением темпов роста российского автомобильного рынка. Генеральный менеджер по маркетингу компании "Рольф" Валерий Тараканов усматривает в сокращении производственных планов желание руководства СП вывести Chevrolet Niva из сегмента недорогих и низкокачественных отечественных автомобилей в сегмент более дорогостоящих иномарок. "За полтора года цена Chevrolet Niva выросла с 9 до 11,5 тысячи долларов, и традиционный потребитель вазовских "Нив" оказался не готов к такому повышению", - говорит Тараканов.

Александр Борисов

Газета