21.04.2005

Дмитрий Гранкин гендиректор Центра дистрибуции прессы. "Мы подумываем, не продавать ли вместе с газетой кофе и шаурму"



Дмитрий Гранкин – Почему некоммерческое партнерство (НП) "Распространение прессы", куда входит и ГК "Логос", было создано именно сейчас?

– Корректнее было бы констатировать факт, что НП было формализовано именно сейчас. Но достаточно долгое время все вошедшие в него распространительские структуры – "Роспечать", "ДМ-Пресс", "АиФ" и ГК "Логос" – активно сотрудничали друг с другом, чтобы консолидированно решать общие проблемы отрасли. Другое дело, что есть некоторые внешние факторы, которые подтолкнули нас к юридическому оформлению нашего сотрудничества. Таких предпосылок несколько: мы имеем созвучные цели, мы имеем аналогичные амбициозные планы и мы имеем одинаково сильное положение на рынке.

– Было ли НП "Распространение прессы" создано распространителями как противовес учрежденным издателями НП "Издательская инициатива" и Союзу московских издателей?

– Конечно же нет. У нас нет никакого желания создавать разного рода "балансы противовесов". У "Издательской инициативы" сформулированы цели, в которых заинтересовано именно издательское сообщество, исходя из анализа присущих им проблем. Они умеют профессионально производить продукт, а мы его умеем профессионально продавать и формулируем наши цели и задачи исходя из этого.

– Учредители НП "Распространение прессы" при его создании объявили об увеличении точек, торгующих прессой в Москве, в три раза. Какими способами это будет достигнуто?

– Честно говоря, методы и способы нашего экстенсивного развития не должны быть всем известны. Но цель по увеличению в три раза действующих в Москве точек, торгующих прессой, действительно сформулирована, а тактика ее достижения определена. Одно можно смело утверждать – что успех сегодня может быть гарантирован лишь в случае консолидированного выступления нескольких авторитетных участников рынка. Один сегодня в поле не воин.

– Что до сих пор мешает распространителям перейти на договор комиссии в работе с издателями, которые считают его более привлекательным, чем договор купли-продажи?

– Мы давно готовы работать по договору комиссии. И нам кажется, что сами издатели не могут перейти на работу по этой схеме. Издатели соглашаются с необходимостью договора комиссии, но воз и ныне там, переходить на него они не торопятся. Значит, кому-то это сегодня совсем не выгодно. Но это лишь моя субъективная оценка происходящего.

– Насколько успешным оказался проект по созданию супермаркетов прессы "Хорошие новости"? Издатели полагают, что это оптимальный способ организации розничных точек, торгующих прессой. Насколько он выгоден распространителям?

– Пока не очень. Объясню почему. Как я уже неоднократно заявлял, у нас нет никаких преференций перед хот-догами, шаурмой и табаком. Мы уже подумываем, а не продавать ли вместе с газетой в наших мини-маркетах прессы кофе с бутербродами или той же шаурмой. Кстати, это не шутка: в той же Финляндии все это прекрасно уживается вместе в их аналогичном формате под брэндом "R-Kiosk". Главное – это не противоречит законам РФ. Надеемся, что в ближайшее время сумеем преодолеть точку безубыточности с учетом того, что издатель нас действительно поддерживает и помогает как может.

– Какие нерешенные вопросы существуют на сегодняшний день между издателями и распространителями?

– Самое главное – это непонимание издателем в полной мере вопросов затрат и ценообразования распространителя. Все остальное – локальные проблемы. До тех пор пока издатель тщательно не разберется в нашей экономике, он будет постоянно недоволен. Но, как показывает практика, издателю лучше создать что-то свое, родное, вложиться по полной, а потом с горечью признавать, что, мол, действительно, распространение – штука взрослая, денег стоит. Но полагаю, что в последнее время благодаря сближению общественных организаций, представляющих интересы двух сторон, АРПП и ГИПП, очень многое стало более прозрачным.

– Издатели отмечают, что сети распространения прессы в супермаркетах более прозрачны, чем киосковые. С чем это, по вашему мнению, связано?

– С тем, что супермаркеты – это западное капиталистическое ноу-хау. А там, как известно, не очень привечают беспорядок. Все связано с учетом товара, который у "суперов" поставлен системно. Киоски темнее, там нет контрольно-кассовых аппаратов, сканеров и роты секьюрити, там нет сложной процедуры приемки... В супермаркете между поставщиком и ритейлом только машинные методы передачи информации, товара и общения. А в киоске продавец-бабушка контактирует с экспедитором-дедушкой, где на нос приходится по двести долларов и безграничные возможности "левака". Эту ситуацию нужно как-то решать, и думаю, что у нас это получится.

Интервью взяла ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА



КоммерсантЪ