Неделовая карта России. Наиболее действенным способом решения проблем с властями бизнес считает взяткуМАРИЯ СЕЛИВАНОВА АЛЕКСЕЙ САВКИН Результаты общероссийского исследования "Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ", проведенного совместно "ОПОРОЙ России" и ВЦИОМом, показали, что предприниматели, замученные многочисленными проверками со стороны органов власти, стараются решать возникающие проблемы с помощью взяток. Исследования показали, что московские предприниматели больше всего страдают от произвола чиновников (см. также стр. 1). В частности, коммерсанты Москвы и Центрального федерального округа в прошлом году инспектировались проверяющими органами не менее девяти раз. Относительно спокойно могли работать фирмы на Урале и Дальнем Востоке: их проверяли не более пяти раз в году. В остальных субъектах федерации проверяющие наведывались к малым предпринимателям шесть-семь раз за год. Среди контролирующих инстанций, доставляющих наибольшие неудобства, предприниматели всех регионов на первое место поставили налоговые органы: около 40% коммерсантов жалуются именно на них. Удивительно, но в Москве 41% фирм недовольны активной работой службы санитарно-эпидемиологического надзора, в то время как в других регионах на них жалуются не более 23% опрошенных. На проверки милиции пеняют 28% столичных респондентов, в то время как на Дальнем Востоке людей в погонах считают источником проблем всего 9%. Работа пожарной инспекции в столице вызвала нарекания у 16% респондентов, что соответствует общероссийским показателям. Зато Москва лидирует по числу жалоб на проверки инспекции по качеству товаров: 19% предпринимателей недовольны ее работой, хотя в других регионах претензии высказывают 11-15% опрошенных. Трудности в отношениях с контролирующими органами стали важным фактором в распространении коррупции в столице. Неслучайно именно в Москве предприниматели больше всего недовольны проверяющими инстанциями, чаще говорят о практике решения проблем с государственными органами с помощью взяток: две трети (67%) московских респондентов заявили, что проблема незаконных выплат широко распространена. Это заметно больше, чем в целом по России (43%), и в два с лишним раза больше, чем в наиболее благополучном с этой точки зрения Дальневосточном федеральном округе. Логично, что и финансовое бремя общения с проверяющими инстанциями тяжелее всего в Москве: здесь доля среднемесячной выручки, направляемой на разные незаконные выплаты, оценивается в 11,5% от среднемесячной прибыли. В целом по России эта цифра составляет 8,9%, а меньше всего тратят на взятки в Сибирском федеральном округе - 7,3%, а также в Приволжском - 7,9%. Столичные предприниматели более других недовольны работой местных органов власти: более 50% опрошенных заявили, что местные власти мешают им работать. Это самый высокий показатель по стране. При этом, по мнению респондентов, именно муниципальная власть должна быть особенно заинтересована в развитии малого бизнеса, стимулировать и поддерживать его инициативы. Но несмотря на все административные препоны, предприниматели ищут пути взаимодействия с властями и стараются решить возникшие проблемы. Исследование показало: самый привычный способ их решения - взятка. Кроме того, предприниматели предпочитают иметь как можно меньше контактов с властями. Чуть менее предпочтительны поиск партнера со связями "в верхах" или обращение к знакомому чиновнику, что, по сути, одно и то же. Все это, скажем так, неформальные стратегии преодоления административных барьеров. Особенно популярны взятки в Москве и Южном федеральном округе. На Северо-Западе и в Приволжском федеральном округе предпочитают не иметь контактов с чиновниками, хотя и взятки тоже дают. Суд или обращение в ассоциации предпринимателей нигде в качестве сколько-нибудь серьезной стратегии не рассматриваются. Это значит, что с одной стороны, бизнес лишен легальных каналов продвижения своих интересов, что и провоцирует обращение к неформальным методам, а с другой стороны, бизнес склонен коррумпировать государство, в результате чего решаются локальные проблемы, но усугубляется положение бизнес-сообщества в целом. Деловая газета "Бизнес" |