Кому нужна белорусская интернет-реклама?Дмитрий Разахацкий В то время как космические корабли бороздят, продвинутые маркетологи соседних стран осваивают, продвинутые потребители потребляют, — белорусская интернет-реклама отдыхает на плечах немногочисленных интернет-порталов и баннерных сетей. Реклама крутится, баннеры свистят
Реклама в интернете — дело необыкновенно простое. По сути, занимается ею каждый владелец сайта. Даже на банальных домашних страничках «крутятся» рекламные баннеры из баннерных сетей.
В Беларуси, правда, последних немного — две
Наибольшей популярностью пользуется баннерная и текстовая реклама на порталах, которых, как это ни смешно, тоже наблюдается мало (впрочем, «благое» дела ТутБая по взвинчиванию цен на рекламу потихоньку сказывается и на других проектах). Не сильно развиты в Байнете спамеры (те самые, которые предлагают за 30 у.е. базу на миллион белорусских
Достаточно эффективны подписные рассылки
Есть у нас возможность применить и новые веяния «в рекламных
К счастью, понемногу начинает идти речь и о белорусских сайтах (показательна, к примеру, ситуация с конструктором сайтов «Сайтодром» — вначале это был небольшой проект с минимальными возможностями для пользователя, который к настоящему времени развился в достаточно впечатляющий бизнес с партнерскими программами, прямыми продажами в оффлайне и т.д. Естественна ориентация его на обширный российский рынок, но разработчики не забывают и о белорусском).
Однако белорусские «традиционные» компании все еще боятся запускать массированную рекламу в Сети. Из основных «традиционных» объяснений — слишком зыбка статистика пользователей, затруднена оценка эффективности, ограниченность аудитории, негде рекламироваться. И если на счет первых тезисов еще можно поспорить (т.к. возможности измерений эффективности, индивидуализации рекламы в зависимости от предпочтений пользователя существуют, плюс существует и более высокий имущественный и образовательный ценз
Стоит отметить, что из белорусских компаний год назад в Интернете наибольшую активность проявляли вездесущие мобильные операторы, «компьютерщики», электронные магазины, некоторые крупные потребительские брэнды, немного засветились «туристы», негосударственные образовательные структуры и оффлайновые СМИ. В этом году мобильные операторы, магазины, туристы пока предпочитают стратегию точечной рекламы (текстовые ссылки, контекст и т.п.). Хотя если, к примеру, эксперты год назад говорили о том, что для белорусского сегмента сети особо эффективна реклама высокотехнологичных потребительских товаров (b2c) типа средств связи, компьютеров, бытовой техники и прочей
Эффективной в белорусском интернете является также имиджевая реклама потребительских брэндов и марочной продукции, различных услуг, но только для категорий среднего и выше среднего класса. Как и год назад, ввиду почти полного отсутствия отраслевых (вертикальных) порталов практически бесполезно рекламировать в Байнете продукцию производственного назначения (b2b). Для них остается только имиджевая составляющая рекламы.
По оценкам Виталия Германовича, администратора сети «Красная Баннерная», максимальные бюджеты на рекламные кампании в интернете в Беларуси в 2003–2004 гг. не превышали 2000$,
По данным Александра Чекана, директора по маркетингу портала Tut.By, рынок |