25.04.2005

Ленин for sale. Может ли сейчас имя Ленина приносить доход



Автомобиль 22 апреля исполнилось 135 лет со дня рождения Владимира Ленина. По данным социологов, сегодня спрос на Ильича снова растет. Оставшиеся в живых ленинские музеи констатируют резкое увеличение числа посетителей и даже строят бизнес-планы, как заработать на Ильиче. "Известия" решили выяснить, может ли сейчас имя Ленина приносить доход.

Ленин-Путин-Матвиенко

Самое доходное "ленинское место" в Петербурге - Смольный. Кабинет Владимира Ильича находится на третьем этаже в южном крыле Смольного - в противоположном конце от кабинета нынешнего губернатора Валентины Матвиенко. Квартира - на втором этаже северного крыла. Ленинские комнаты никто из чиновников не занимает - они превращены в музей.

По словам сотрудников историко-мемориального музея "Смольный", от посетителей у них просто "нет отбоя". Особым спросом пользуется экскурсия "деловой Смольный", рассказывающая о целой эпохе смольнинских управленцев - Ленин-Путин-Матвиенко. Как рассказала "Известиям" директор музея Валентина Тютчева, в настоящее время его посещают до 100 человек в день, но в ближайшие дни количество посетителей увеличится - наступает высокий туристический сезон. "На май у нас уже столько заявок, что не знаем, как и справимся", - призналась она.

Ежегодно музей принимает свыше 100 тысяч человек. Основные посетители музея - старшеклассники, студенты и иностранцы, которые составляют примерно 50 процентов от всех экскурсантов. Для россиян услуги "Смольного" бесплатны. Для иностранцев экскурсия стоит порядка 10 евро. Директор "Смольного" призналась, что музей "не бедствует" и регулярно выполняет финансовый план. Общий доход музея от продажи входных билетов не разглашается, но умножение количества посетителей-иностранцев на стоимость билета дает сумму примерно в 500 000 евро в год.

Ленинленд

Еще одно известное на весь мир "ленинское место" - музей "Сарай-шалаш В.И. Ленина в Разливе" - сегодня переживает второе рождение. Музей был открыт в 1928 году, в советские годы его ежегодно посещали свыше 300 тысяч человек.

Сегодня руководство музея мечтает превратить мемориал в парк семейного отдыха. Недавно проект реэкспозиции павильона "Шалаш" был представлен на Межведомственном музейном совете в комитете по культуре Санкт-Петербурга. Директор музея Александр Соколов рассказал "Известиям", что на первом этапе будет расширена и дополнена музейная экспозиция, а часть материалов переведена на электронные носители.

По словам сотрудника музея Юрия Шушпанова, у музея существуют также планы по созданию "парка советского периода". Уже нашелся инвестор - транспортное предприятие, которое открыло неподалеку от ленинского Шалаша кафе с одноименным названием и пункт проката спортивного инвентаря. Зимой у Шалаша заливали каток и выдавали на прокат финские санки.

Раскрученный бренд

Впервые за много лет имя Владимира Ленина с гордостью зазвучало в Ульяновске. К юбилею прославленного земляка губернатор Сергей Морозов развернул настоящую "лениниаду". Он решил, что "Ленин" не только часть истории, но и раскрученная торговая марка, которую регион должен использовать в коммерческих целях.

Делать деньги чиновники решили на Ленинском мемориальном центре. Здание этого музея-мемориала было построено 35 лет назад, к 100-летию вождя. Оно занимает площадь в 12 тысяч квадратных метров, имеет киноконцертный зал, уникальную музейную коллекцию из подлинников семьи Ульяновых и научную библиотеку из 32 тысяч книг. В былые времена количество посетителей мемориала достигало 17 тысяч человек в день.

Во времена перестройки в музей ходить не перестали. Правда, посетителей стало значительно меньше - от 300 до 500 человек в день. Сейчас же количество интересующихся ленинскими местами стало расти с каждым днем, утверждают музейные работники. Вот почему, по их мнению, губернатор попал "в яблочко" со своей "ленинской" идеей. Футболки с портретом Ленина и старые советские агитплакаты снова пользуются спросом. Иностранцы по интернету предлагают музейным работникам немалые суммы за подобные вещи.

Однако, чтобы основательно заняться туристическим бизнесом, чиновникам придется восстановить полуразрушенный парк Дружбы народов, прилегающий к мемориальному центру, да и сам мемориал пора "оживить". Больших денег на это пока нет. Сам центр на сувенирной продукции и посетителях зарабатывает всего 3 миллиона рублей, а на содержание комплекса уходит втрое больше. Но Морозов не отчаивается. Он надеется на помощь горожан и соседей-губернаторов. Главное - умело использовать раскрученный бренд. Морозов решил подключить к своей затее всех жителей города. Он вернул в регион былое социалистическое соревнование и даже переходящее почетное красное знамя, которое будет вручаться его победителю. Потом - почетный знак "За верность и добродетель" - для особо отличившихся жителей региона. Теперь по распоряжению губернатора в регионе будут введены ленинские дни и всенародные ленинские субботники. Так можно и бренд Ленина продвигать, и добровольную рабочую силу в интересах региона использовать. Тогда уже через год родина Ильича сможет достойно принимать иностранных туристов. Разумеется, не бесплатно.

Даже коммунисты задумкой Морозова остались довольны.

- Это очень правильная идея, - заявил "Известиям" депутат областного парламента Владимир Аладин. - Уж лучше на имени вождя деньги для региона зарабатывать, чем искоренять о нем память.

Машина на миллион

В Москве Центрального музея В.И. Ленина больше нет. Зато есть филиал Государственного исторического музея "Музей В.И. Ленина". Из всех его экспонатов постоянное выставочное место имеет только один - "летний" "Роллс-Ройс", на котором Ильич ездил с 1922 по 1923 год. В 2004 году московское представительство Rolls-Royce построило в Половецком дворике музея стеклянный павильон и устроило там совместную с музеем автоэкспозицию. В ней всего две машины - ленинский Silver Ghost и Rolls-Royce Centenary Phantom. Эта модель тоже своего рода музейный экспонат - ее выпустили ограниченной партией в 35 штук к 100-летию марки, которое праздновали в прошлом году. По замыслу создателей, экспозиция должна символизировать преемственность традиций Rolls-Royce. Исторический музей с ленинским авто сочли для этого самым подходящим местом.

Чтобы посмотреть на "Роллс-Ройсы", не нужно покупать никаких дополнительных билетов. И тем не менее ленинская машина приносит музею некоторую материальную выгоду. Выражается она в том, что компания Rolls-Royce в качестве спонсорской помощи перевезла в ГИМ ленинский автомобиль из Мостовой башни в Измайлове, где он стоял в 90-е годы, привела его в порядок, а также оплатила ремонт царских карет из экспозиции музея.

Людей, всерьез интересующихся покупкой ленинского "Роллс-Ройса", сейчас уже нет: жизнь стала стабильнее, объясняет завотделом фондов филиала ГИМ "Музей В.И. Ленина" Григорий Гаража, и все понимают, что музейные ценности сейчас на строгом учете и контроле. А в начале 90-х, когда дальнейшая судьба музея Ленина была неясна, приобрести его экспонаты желали многие иностранные коллекционеры. Находились желающие и на ленинский "Роллс-Ройс".

- Миллион долларов, наверное, за него предлагали, - уклончиво отвечает о сумме предложений Гаража. - Если бы мы тогда его продали, музей мог бы существовать еще несколько лет.

Вскоре ленинский автомобиль привлек внимание иностранных клубов любителей "Роллс-Ройсов". Они уже не говорили о его покупке. Они предлагали устроить машине, которая, кстати, на ходу, "турне" по Европе, Америке и даже Японии. Подобные предложения музей изредка получает до сих пор. Но музейщики - люди осторожные. Они хотят хорошо знать тех людей, которым передадут машину, и получить бесспорные гарантии возвращения ее в целости и сохранности.

Второй ленинский "Роллс-Ройс" - "зимний", превращенный в вездеход - стоит в Ленинских Горках. В трудные для ленинских музеев 90-е иностранные любители "Роллс-Ройсов" на вездеход не покушались: Горки закрывать не собирались, и положение ленинских экспонатов здесь было стабильнее, чем в Москве. Сейчас чудо-машина с лыжами и гусеницами на колесах вызывает особый интерес у посетителей.

"Оставим его как часть истории"

В отличие от многих других музеев Горкам на Ленине пока заработать не удается.

"Если вы устали и ощутили желание уйти от городской суеты, - говорится в рекламе, - то, свернув со скоростной трассы Москва - аэропорт "Домодедово" на Каширское шоссе, вы легко попадете в живописный уголок Подмосковья, где в густом старинном парке хорошо сохранился архитектурный ансамбль конца XVIII-начала XX вв.". Так о Горках теперь рассказывает большинство проспектов и путеводителей. "Ленинская" история Горок вместе с Музеем политической истории России и "Кабинетом и квартирой В.И. Ленина в Кремле", который теперь тоже находится здесь, отошла на второй план.

Экскурсии, посвященные истории усадьбы, появились в Горках в начале 90-х годов. На это время пришелся наибольший спад интереса к заповеднику. В 1992 году в Ленинских Горках побывало всего 12,5 тысячи человек против 800 тысяч в 1988-м.

- Во-первых, нужно было исправлять ситуацию, - рассказывает замдиректора государственного исторического заповедника "Горки Ленинские" Николай Цветоватый. - А во-вторых, это место само по себе интересное.

Новшества постсоветского времени - теперь открыта для обозрения ванная комната Ленина, а на черной стеле Траурной аллеи, по которой несли гроб с Лениным, нет букв - они были медные, их украли местные жители.

В прошлом году горкинские музеи посетили 121 тысяча человек. При этом значительная часть из них приезжает сюда все-таки из-за Ленина. Возрождающийся интерес к вождю мирового пролетариата Николай Цветоватый объясняет недостатком правдивой информации и желанием людей разобраться во всем самостоятельно. Однако зарабатывать на имени Ленина у музея пока не получается. Билеты в усадьбу и "кремлевку" стоят для взрослых по 30 рублей, для студентов и школьников - в два раза дешевле, в музей крестьянского быта - 20 и 10 рублей. Для иностранцев входная плата на все объекты одинакова - 50 рублей для взрослых, 25 для студентов и школьников. Музей принципиально держит невысокие цены на входные билеты: посещение музея вместе с дорогой и обедом и так обойдется посетителям больше чем в 250 рублей на человека.

Ленинская сувенирка вроде значков и проспектов существенного дохода здесь не приносит, потому что расходится плохо.

- Время зарабатывать на Ленине прошло, - считает Цветоватый. - Да и не надо этим заниматься. Давайте оставим его как часть истории.

Администрация заповедника уверена, что Ленинские Горки все же можно превратить в прибыльное предприятие. Для этого, во-первых, надо рассказать людям, чем, кроме Ленина, интересно это место. Во-вторых, организовать здесь возможности для отдыха, не связанные с посещением музеев. Например, платную рыбалку в горкинских прудах. Однако для этих начинаний нужны инвесторы. Пока же все инвесторы, которые изъявляли желание помочь заповеднику, рассчитывали, что потом им отойдет часть горкинской земли.

Этнографическая деревня

Благодаря уходу от чисто ленинской темы удалось выжить еще одному музею - заповеднику "Шушенское". Теперь это этнографическая деревня, где экскурсантов поят водкой и медовухой, кормят пирогом с черемухой и водят "на посиделки". Музейные ремесленники продают сувениры - ложки, керамику, народную одежду. В июле в Шушенском проводится фестиваль этнической музыки. Стоимость обычной экскурсии по Шушенскому для российских граждан 35-100 рублей с человека, для иностранных - 3-5 долларов. Экскурсия с дегустацией пирогов, медовухи и прочими этнографическими развлечениями обойдется в 25 долларов с человека. По словам гендиректора красноярской туристической компании "Саянское кольцо" Андрея Катаева, благодаря этнографии музей вышел на окупаемость.

Ленинская тема хоть и стала в Шушенском менее актуальной, но не исчезла совсем. Рассказ о пребывании здесь Ильича включен в план общей экскурсии. Туристам по-прежнему показывают два дома, в одном из которых Ленин жил холостяком, в другом - с молодой женой Надеждой Крупской. В Шушенском активно продается ленинская сувенирка. Ее запасы, говорит Андрей Катаев, остались в музее еще с советских времен.

LeninTM

Пока российские музейные работники ищут пути, как заработать на Ленине, швейцарская компания Human Bios GmbH зарегистрировала торговую марку "Ленин" в латинском и кириллическом написании. Правда, пока швейцарские бизнесмены не определились, когда и какие именно товары они начнут выпускать под этой маркой. Скорее всего это будут бюсты Ленина из швейцарского шоколада и, вероятно, еще какие-то продукты питания. Продаваться они будут в самой Швейцарии и, возможно, в России.

Артем Кобзев, Наталья Коныгина, Москва-Ленинские Горки, Наталья Полат, Ульяновск, Елена Роткевич, Санкт-Петербург

ИЗВЕСТИЯ