25.04.2005

Минздрав запрещает быть красивым. Фактическое лицензирование деятельности салонов красоты может привести к потере инвестиционной привлекательности отрасли



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК


Как стало известно "Бизнесу", Минздрав усилил контроль за салонами красоты, обязав их регистрировать весь перечень предоставляемых услуг. Участники рынка возмущены: о нововведении они узнали только по начавшимся сейчас проверкам Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (ФСНСЗ). По их прогнозам, совокупная выручка тех салонов, которые смогут остаться на рынке, сократится в два раза.
По данным ФСНСЗ, только за март-апрель 2005 года служба проверила вне плана и приостановила лицензии 25 салонов Москвы.
До декабря 2004 года каждый салон красоты при открытии должен был получить лицензию Минздрава и зарегистрировать свое оборудование в реестре министерства. Тогда стоимость вхождения на рынок, по оценкам участников рынка, составляла около $300 тыс., из которых до $10 тыс. (неофициально) собственник нового салона красоты тратил на срочное оформление всех необходимых для Минздрава документов.
Однако чиновники посчитали, что нынешние условия ведения бизнеса слишком легкие, и 31 декабря 2004 года издали приказ (его копия находится в распоряжении "Бизнеса"), в котором обязуют все салоны красоты регистрировать не только оборудование, но и технологию.
Теоретически нововведение рассчитано на то, что все технологии индустрии красоты будут зарегистрированы в ближайшее время. Но на деле возникает слишком много сложностей. "Мы впервые узнали об этом приказе только сейчас,- сетует один из директоров салона красоты.- Это значит, что с начала года мы вели незаконную деятельность". По словам собеседника "Бизнеса", подготовка всех документов для регистрации новой технологии может занять от полугода до нескольких лет, а министерские проверки начались уже сейчас. "В приказе не указано, кто конкретно должен регистрировать технологии: производитель оборудования, поставщик или хозяин салона. Кроме того, так как технология регистрируется только один раз, а используют ее десятки тысяч косметологов по всей стране, опять же неясно, почему за нее должен платить кто-то один",- сетует председатель совета директоров "Спортмедимпорт" (один из крупнейших поставщиков косметологической аппаратуры) Дмитрий Птицын.
Фактически регистрацию всех методик и технологий будут вынуждены оплатить крупные игроки, считает вице-президент ЭМГ "Старая крепость" Ирина Воскресенская. По ее словам, раскрытие технологий для рынка является обнародованием коммерческой информации, которой могут воспользоваться конкуренты. С ней соглашается и президент ЭМГ Андрей Маслак. "Объем рынка индустрии красоты сопоставим с рынком рекламы - $2 млрд. Высокие темпы развития (25-30% роста) делают его привлекательным для новых игроков, а конкуренция на рынке поддерживается за счет увеличения количества услуг. А после обязательной регистрации введение новых технологий будет проблематичным",- говорит Маслак.
Птицын из "Спортмедимпорта" добавляет, что теперь рынок теряет свою инвестиционную привлекательность, увеличивая финансовые риски для игроков. С ним соглашается и глава "Академии научной красоты" Андрей Сорокин, прогнозируя снижение выручки салонов, многим из которых придется уйти с рынка, в два раза.


Деловая газета "Бизнес"