Проверочная забота. Бизнес не уговорил Минфин изменить режим налоговых инспекцийНа сегодняшнем заседании правительства министры рассмотрят предложенный Минфином законопроект об изменении правил проведения налоговых проверок. Согласование его положений с предпринимателями завершилось лишь вчера вечером. По самому спорному вопросу, о повторных проверках, договориться не удалось: бизнес полагает, что вынесенная на сегодняшнее обсуждение редакция документа не защитит его от произвола налоговиков. Это значит, что антитеррористическая операция против налоговиков, анонсированная в послании президента Федеральному собранию, может не состояться. Вынесенные на сегодняшнее заседание поправки к первой части Налогового кодекса – результат интенсивного торга между Минфином и предпринимателями. Стартовал он после того, как в марте этого года Владимир Путин лично пообещал бизнесу ограничить активность налоговиков. Прежде всего речь шла о сокращении оснований для повторных проверок, с помощью которых при желании можно извести любого предпринимателя – от ларечника до олигарха. В послании Федеральному собранию президент вновь повторил установку на либерализацию фискального режима, заявив, что "налоговые органы не вправе 'терроризировать' бизнес, многократно возвращаясь к одним и тем же проблемам". Законопроект, который Минфин 25 апреля внес в правительство, содержит три основания для выездных налоговых проверок: по решению суда, в связи с ликвидацией предприятия и в порядке контроля за деятельностью нижестоящей налоговой инспекции. Однако, как оказалось, этот перечень окончательным не стал. Вчера, накануне заседания правительства, члены готовившей документ рабочей группы, состоящей из чиновников и предпринимателей, собрались в Минфине еще раз, и по итогам этой встречи пункт о "решении суда" из законопроекта было решено исключить. Формально это произошло с подачи предпринимателей. "В случае, если мы четко прописываем механизм проведения повторной проверки, проводимой в рамках контроля за нижестоящим налоговым органом, такое основание, как решение суда, просто не нужно",– сообщил Ъ новую позицию бизнеса зампред комитета РСПП по налоговой политике Сергей Беляков. Однако, как стало известно Ъ, против судебного пункта резко возражают в руководстве президентской администрации. Там считают более логичным обращение в суд по результатам повторной проверки, а не в связи с ее проведением. По проверкам, проводимым под предлогом надзора налоговиков друг за другом, вчера договориться так и не удалось. Решено, что на сегодняшнем заседании Минфин будет просить правительство дать ему время на доработку документа. По словам представителя РСПП, с фактом сохранения практики повторных проверок предприниматели смирились, однако бизнес хочет вписать в документ четкий механизм применения этой меры. Пока во внесенной в правительство редакции законопроекта речь идет о возможности вновь явиться к налогоплательщику с инспекцией "в случае, если у вышестоящего налогового органа есть основания полагать наличие нарушений, допущенных при проведении выездной налоговой проверки". Санкцию на повторный визит должна давать ФНС либо (с ее согласия) территориальное подразделение службы. Именно эта нечеткость формулировки ("основание полагать наличие нарушений") не устраивает предпринимательские союзы, как и выдача санкций на повторные проверки руководством ФНС. Ведь для крупнейших налогоплательщиков в этом случае ничего не меняется: подобные решения и сейчас принимают далеко не рядовые инспекторы службы. Поэтому бизнес настаивает на ограничении полномочий налоговиков. Уже обсуждавшиеся варианты, к которым члены рабочей группы вернутся после заседания правительства,– выдача санкции на повторную проверку не ФНС, а Минфином либо создание некой межведомственной комиссии для вынесения решений такого рода. Предприниматели довольны тем, что руководство Минфина согласно вновь встречаться с ними для обсуждения законопроекта. "Наши аргументы слышат",– отмечает Сергей Беляков. Действительно, по сравнению с первоначальным замыслом Минфина бизнесу многое удалось исправить. Из законопроекта исключена норма о введении внесудебного порядка взыскания налоговых штрафов, сохранен нынешний порядок определения момента, с которого налог считается уплаченным (со дня подачи платежного поручения в банк). Кроме того, законопроектом ограничено время проведения выездных проверок, установлено, что они могут проводиться не чаще двух раз в течение календарного года. Наконец, вводится хоть и более широкий, чем хотели предприниматели, но все же "закрытый" перечень документов, которые налоговики вправе требовать при проверках. Впрочем, все эти уступки Минфина сложно объяснить его внезапно обнаружившейся склонностью к либерализму. Похоже, что Алексей Кудрин и не предполагал продавить принятие законопроекта в его первоначальном, явно противоречившем обещаниям президента виде. Чиновникам просто было нужно поле для маневра, чтобы сохранить наиболее одиозные положения нынешней системы. ВАДИМ Ъ-ВИСЛОГУЗОВ КоммерсантЪ |