28.04.2005

Налог на роскошь. Москва увеличивает сборы с владельцев автомобилей



ОКСАНА КАРПОВА, ЮЛИЯ КАРУЛИНА

Вчера мэр Москвы Юрий Лужков одобрил проект новых ставок транспортного налога. Узнав об этом, столичные автолюбители сильно расстроились, чего нельзя сказать о профессиональных участниках рынка грузоперевозок. Опрошенные "Бизнесом" представители этого сектора заявили, что повышение ставок не скажется на тарифах на грузовые и таксомоторные перевозки.

Мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление, которым одобрены поправки в московский закон №48 от 2002 года "О транспортном налоге". Теперь документ должна обсудить Мосгордума, и после ее одобрения новые ставки вступят в законную силу. Согласно постановлению, с 1 января 2006 года ставки транспортного налога будут увеличены (величины действующих и предполагаемых ставок приведены в таблице). Наиболее значительно нововведения ударят по карману владельцев легковых автомобилей мощностью свыше 250 л. с.: вместо нынешних 35 руб. за одну лошадиную силу они заплатят 100 руб. с "лошади". Постановлением отменяются действующие льготы для владельцев автомобилей, мощность двигателя которых составляет менее 70 л. с. В будущем им все-таки придется платить транспортный налог в 5 руб. за одну лошадиную силу. Ставки налога на хозяев грузовых автомобилей не меняются, за исключением одной позиции: за грузовые автомашины мощностью свыше 250 л. с. придется платить 45 руб. за одну лошадиную силу вместо 25 руб.
Мэр также решил поднять транспортный налог для владельцев катеров. Ставка налога на катер, мощность двигателя которого составляет 100 л. с., возрастет в два раза (сейчас за одну лошадиную силу платят 20 руб., предполагается - 40 руб.). Для более мощных катеров, развивающих свыше 100 л. с., ставка за одну лошадиную силу возрастет с нынешних 30 руб. до 80 руб. Изменения коснутся и владельцев снегоходов (в категории до 50 л. с.- с 10 руб. до 20 руб. за одну лошадиную силу, свыше 50 л. с.- с 20 руб. до 40 руб. за одну лошадиную силу).
Ранее московские власти декларировали желание учесть при исчислении ставок транспортного налога еще и габаритную длину автомобиля (чем меньше - тем дешевле). Однако пока мэрия решила ограничиться простым пропорциональным повышением. Впрочем, нетрудно заметить, что наиболее значительную прибавку рассчитывают получить от людей состоятельных, владеющих мощными автомобилями, катерами и снегоходами. Скажем, хозяин Mercedes-Benz S600, развивающего мощность 500 л. с., заплатит теперь 50 тыс. руб. в год вместо 17,5 тыс. руб. Фактически речь идет о введении городского налога на роскошь. В связи с этим мэрия не ожидает сколь-нибудь заметного социального напряжения, связанного с повышением налога. В то же время власти решили получить свое и с владельцев малолитражек с двигателями до 70 л. с., лишив их льготы в виде отсутствия транспортного налога.
Руководитель пресс-службы департамента экономической политики и развития Москвы Александр Степанов пояснил "Бизнесу", что при подготовке документа учитывались прогнозные данные роста средней заработной платы населения. Согласно этим прогнозам, зарплата москвича за 2000-2006 годы возрастет в 1,7 раза.
Насколько удастся пополнить городскую казну за счет увеличения ставок транспортного налога, чиновники пока затрудняются сказать. Например, в 2004 году доходы от транспортного налога составили 1,5 млрд руб., в 2005 году налоговики должны собрать 1,7 млрд руб. По словам председателя бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игоря Антонова, доходы от транспортного налога "не прикроют бюджетные дыры". Однако депутат убежден, что индексация налога, особенно для мощных автомобилей,- мера необходимая. "Богатые люди в любом обществе платят налогов всегда больше",- говорит Антонов.
Профессиональные перевозчики спокойно восприняли новость. "Тарифы на перевозки повышаются каждый год, вне зависимости от транспортного налога,- сказал старший менеджер по перевозкам компании "Артекс" Кирилл Сибирцев.- Два раза в год - в начале лета и перед Новым годом - возникает дефицит машин, и тарифы растут. В среднем в год рост составляет 20%".
По мнению генерального директора транспортной компании "Паллий" Александра Мартынюка, повышение налога не повлияет на тарифы. "Автомобили мощностью более 250 л. с.- это тягачи с "фурами", а на этом рынке компании, работающие "вбелую" и платящие транспортный налог, составляют не более 5%",- сказал он. В основном внутригородские перевозки осуществляются на "Газелях" и "Бычках", повышения налога на которые пока не произойдет.
Таксомоторные перевозчики также считают, что увеличение транспортного налога на тарифах не отразится. "Этот налог - очень малая составляющая в общей структуре расходов,- заявил директор по маркетингу "Новой транспортной компании" (брэнд "Новое Желтое Такси") Вадим Гоппа.- Для компании с крупным парком затраты на транспортный налог не являются определяющими за счет объема". По словам Гоппы, коррекция цен на таксомоторные перевозки проводится не чаще раза в год, что связано с большой конкуренцией на рынке, поэтому само по себе повышение налога на тарифах не скажется.
Весьма спокойно к новости отнеслись и дилеры, торгующие легковыми автомобилями. Генеральный менеджер компании "Рольф Холдинг" Валерий Тараканов сравнил повышение ставок с ростом стоимости бензина и заметил: "Я думаю, что на розничных продажах иномарок новые ставки никак не скажутся. Смотрите: хотя цены на бензин за последние несколько лет выросли вдвое, никто, даже владельцы "Жигулей", меньше ездить не стал".

Деловая газета "Бизнес"