12.05.2005

Кирпичи идут в розницу. Производители стройматериалов разделят растущий сегмент



ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА

На рынке строительных материалов активно развивается розничный сегмент. Причины - рост загородного домостроения, стагнация в жилом строительстве, а также жесткая конкуренция в сегменте b2b на фоне практически полного отсутствия розничного предложения. Участники рынка считают, что рынок поделят те игроки, которые пришли на него первыми: для остальных просто не останется места.

Раньше частники покупали продукцию напрямую у заводов, порой их закупки достигали 10% от общего объема продаж компаний. Из всего ассортимента строительных материалов "физиков" больше всего интересуют облицовочная, тротуарная, керамическая плитка, кирпич, изоляционные материалы. Сегмент b2c в его нынешнем виде начал формироваться в конце 2003 года вслед за развитием рынка загородного строительства. По оценке аналитического центра IRN.RU, в 2004 году число коттеджных поселков в Подмосковье выросло на 18% - со 140 до 166, в 2003 году рост составил 15%. Бурное развитие рынка городского жилищного строительства, напротив, прекратилось. "В этом году, как и в предыдущем, в Москве будет построено 5 млн кв. м жилья",- говорит руководитель аналитического центра IRN.RU Олег Репченко.
Затишье спровоцировало еще одну причину расцвета сегмента b2c - перепроизводство и, как следствие, ужесточение конкуренции на рынках сбыта. "Когда мы вышли на рынок тротуарной плитки, то оказалось, что практически 100% рынка приходились на городской заказ, к выполнению которого были допущены только "свои" производители,- рассказывает директор по маркетингу компании "Меликонполар" Вячеслав Засухин.- Естественно, мы начали искать другие ниши, в частности сделали ставку на физических лиц". И эта тактика принесла успех, утверждает Засухин. В 2004 году объем розничных продаж плитки "Меликонполар" вырос на 8%. Сейчас розница занимает до 35% в общем объеме продаж компании, в 2005 году эта цифра может вырасти до 45%.
Точных оценок рынка частных потребителей не существует. Однако эксперты считают его весьма привлекательным. По данным агентства "Строительная информация", в ближайшие три года объемы продаж плитки и кирпичей будут расти на 15-20% ежегодно, а доля изоляционных материалов - наоборот, сокращаться.
Производители теплоизоляции с выводами аналитиков согласны.
"До 2003 года до 90% продаж "URSA-Евразии" приходилось именно на сегмент b2c через розничные магазины, строительные базы и рынки,- говорит пресс-секретарь компании Ольга Семенова.- Сейчас мы отдаем предпочтение сегменту b2b, доля продаж частным лицам сократилась до 60%". Ольга Семенова объясняет решение компании выводом на рынок ряда "высокотехнологичных профессиональных продуктов, которые не используются в частном строительстве".
Крупными игроками сегмента автоматически стали те, кто обратил на него внимание первым. В апреле 2005 года завод "Керамика" (принадлежит "Группе ЛСР", крупнейшему строителю и производителю стройматериалов Северо-Запада) открыл в Петербурге первую в России розничную сеть кирпичных магазинов "Кирпичный центр". Сейчас в сети три магазина в городе и один в области. Планируемый уровень продаж кирпича через "Кирпичные центры" на 2005 год составит около 20 млн штук, что эквивалентно 40-45% всего розничного рынка. В дальнейшем компания собирается открыть еще десять магазинов.
Строительный концерн "Крост" открыл фабрику тротуарной плитки "Готика" мощностью 1,8 млн кв. м в год. 80% продукции завода планируется продавать владельцам дач и коттеджей. "Сегодня никто не выпускает тротуарную плитку, рассчитанную на вкусы владельцев частных домов. Девелоперам нужна в первую очередь дешевая продукция, а частники хотят покупать красивую, пусть и более дорогую",- объясняет гендиректор "Готики" Сергей Серафимов. По его данным, сейчас в Подмосковье строится 50 коттеджных поселков, в которых нужно вымостить 25-50 тыс.кв. м.
Сегодняшние игроки, скорее всего, станут основными. "Крост" собирается строить очередную фабрику - на сей раз по выпуску керамической плитки, "Меликонполар" готовится наращивать мощности, ЛСР - расширять сеть магазинов.
О новых участниках пока ничего не слышно. В частности, крупнейшему производителю сухих строительных смесей Knauf рынок "физиков" неинтересен: "У нас и так много заказов от строительных компаний",- заявила начальник отдела маркетинга северо-западного филиала Ирина Еремкина.

Деловая газета "Бизнес"