13.05.2005

Carlyle Group не хочет быть в группе риска. Инвестиционный гигант сворачивает бизнес в России



Как стало известно Ъ, одна из крупнейших мировых инвестиционных групп – Carlyle – спустя лишь год после открытия закрывает московский офис и сворачивает бизнес в России. В Carlyle Ъ заявили, что "соотношение рисков и доходности больше не является удовлетворительным для клиентов". О политических рисках в России группа знает не понаслышке: среди ее советников числились бывшие руководители ЮКОСа и Group MENATEP Михаил Ходорковский и Платон Лебедев. Впрочем, российские участники рынка полагают, что группа просто опоздала – соответствующих ее запросам проектов здесь уже нет.

Под управлением американской Carlyle Group находятся активы на $24,8 млрд. В группу входит 28 фондов, она имеет офисы в 14 странах мира.

О том, что Carlyle сворачивает свой бизнес в России, Ъ стало известно от сотрудника московского офиса компании. От официальных комментариев в московском офисе Carlyle вчера воздержались. Однако в центральном офисе в Вашингтоне вчера вечером оказались более разговорчивыми. По словам главы департамента по корпоративным связям Carlyle Group Кристофера Алмана, "московский офис закрывается в ближайший месяц. Мы обнаружили, что соотношение рисков и доходности не является удовлетворительным для наших клиентов. Речь шла в первую очередь о прямых инвестициях. Политическая ситуация нами не комментируется. Мы будем рассматривать возможность инвестиций в Россию в дальнейшем, в том числе и из наших офисов в Европе". По его словам, трое сотрудников, связанных с инвестиционным бизнесом, будут переведены в другие офисы, один остается закрывать российский.

Уход одной из крупнейших инвестиционных групп мира из России произошел всего лишь через год работы в России. При этом о политических рисках в России Carlyle знала не понаслышке. Среди советников подразделения Carlyle Energy числился глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, а среди советников Carlyle Europe – глава МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев. Однако в Carlyle отрицают связь между их судьбой и решением закрыть московский офис. Тем более что советов группе они толком дать и не успели. Как вчера пояснили Ъ в вашингтонском офисе, Михаил Ходорковский систематически не посещал заседания, а Платон Лебедев, естественно, прекратил посещать их после ареста.

И по мнению российских участников рынка, причины этого решения надо искать в уровне доходности. По словам высшего менеджера одной из крупных российских управляющих компаний, группа Carlyle за время своей работы в России пыталась сделать ряд фондов прямых инвестиций, однако до реализации дело не дошло. "Судя по всему, они не очень владели российской спецификой",– прокомментировал это представитель УК. Это звучит несколько странно. Ведь одним из наиболее успешных проектов прямых инвестиций в России участники рынка называют компании Barings Vostok Capital. И именно оттуда в свое время Carlyle Group переманила на пост управляющего директора московского офиса Андрея Терехова.

Однако по мнению же исполнительного директора УК "Альфа-капитал" Анатолия Милюкова, все дело в том, что "в России за несколько лет высоких цен на нефть ничего дешевого не осталось. Заходить для таких проектов в России уже поздновато. Сейчас время продавать компании – стратегическим или публичным инвесторам. Тем более что масштабы бизнеса группы подразумевали и соответствующего масштаба сделки. Прежде всего стратегических предприятий". Кроме того, по мнению участников рынка, всегда сдерживала возможности группы и политическая аффилированность. В ее совете директоров представлена верхушка американского истеблишмента – так, в него входит бывший президент США Джордж Буш-старший. Так что чем бы ни было вызвано ее решение уйти из России, оно в любом случае может считаться политическим.

АЛЕКСЕЙ Ъ-БАЙБАКОВ, ДМИТРИЙ Ъ-ЛАДЫГИН

КоммерсантЪ