Рынок на замену. Чаще всего россияне покупают мобильники, желая заменить старые моделиЗОЯ ТРУБЕЦКАЯ На днях было опубликовано очередное исследование российского рынка мобильных телефонов, проведенное аналитической компанией Mobile Research Group. В первом квартале 2005 года объем официальных поставок телефонов вырос на 5% по сравнению с четвертым кварталом прошлого года. Для рынка такой рост недостаточен. Как объясняют аналитики, в январе и феврале розничные продажи практически не росли, а некоторое оживление на рынке произошло только в марте. Эксперты считают, что чаще всего россияне покупают мобильники, желая заменить старые модели,- именно этим фактором обусловлена динамика рынка. Объемы оптовых продаж телефонов за квартал увеличились ровно на миллион, с 852 млн до 853 млн евро. Причем "серые" продажи в первом квартале 2005 года выросли до 5%, а в четвертом квартале прошлого года составляли 4,7%. Столь незначительный рост "серого" сегмента аналитики MRG объясняют неадекватной ценовой политикой компании Siemens. В четвертом квартале 2004 года на российском рынке было продано 7,615 млн "белых" мобильных телефонов. После длительного периода неудач неплохие результаты по продажам показала компания Nokia. У Motorola существенных прорывов не было. "Motorola не смогла увеличить продажи, скорее всего из-за отсутствия большого числа новых продуктов",- считают аналитики MRG. При этом Samsung оставался лидером российского рынка как в количественном, так и денежном выражении. Ослабление позиций было характерно для Siemens. "Это вполне оправданно из-за отсутствия конкурентных продуктов и неясной ценовой политики на различных рынках",- полагают эксперты. Что касается первого квартала текущего года, то лидером рынка в MRG по-прежнему считают Samsung. Участники рынка ожидали конкуренции со стороны Nokia, однако пока компания не изменила стратегию развития. Nokia, как и прежде, ориентируется на обеспеченных клиентов и продвигает модели в среднем и высшем ценовом диапазоне. "На сегодняшний день компания достигла пика рекламной активности, ожидать увеличения бюджетов на рекламу нельзя, так как они не дадут ощутимого результата",- отмечают в MRG. Кроме того, Nokia начала активно сотрудничать едва ли не со всеми игроками на российском рынке, включая региональных, что положительно сказалось на продажах. Однако ради достижения рекордных показателей Nokia поставила на рынок максимальное число телефонов, причем большая их часть пришлась на бюджетные модели. Такие модели особым спросом не пользовались, и дистрибуторы были вынуждены снижать цены и даже торговать телефонами Nokia в убыток. В результате с января по февраль объемы поставок телефонов Nokia стали сокращаться. Чтобы выйти из кризиса, компании пришлось поступиться своими принципами и заключить договор с "Евросетью". Дело в том, что отказ от работы с этой дилерской сетью был в течение нескольких лет принципиальной позицией Nokia. Подписание соглашения, по мнению аналитиков MRG, свидетельствует о серьезных проблемах компании на российском рынке. Специалисты говорят о затоваривании рынка этой маркой. Что касается Motorola, то объемы продаж компании за квартал не выросли. Даже хорошие продажи популярной модели Motorola V3 RAZR не компенсируют отсутствие массовых "средний" моделей, а также общее небольшое количество моделей. Именно это, говорится в отчете MRG, не позволяет Motorola увеличить поставки. Кроме того, в ближайшее время эксперты не ожидают роста числа поставок. В бюджетном сегменте очень высокий уровень конкуренции, здесь наблюдается активная борьба между Motorola, Nokia и Siemens. При этом рыночная доля Siemens выросла, и компания номинально улучшила свои показатели. Хотя в реальности компания вынудила некоторых дистрибуторов закупить максимальное число телефонов. В результате розничные цены на мобильники Siemens оказались ниже оптовых цен производителя. В следующем квартале специалисты ожидают резкого падения розничных продаж компании и отсутствие активных оптовых продаж. "Ситуация осложнялась тем, что цены для российского рынка оставались высокими, они превышали аналогичные цены в Европе",- говорят аналитики. Кроме того, постоянные разговоры о продаже мобильного подразделения Siemens негативно сказываются на имидже компании и на ее продажах. В MRG считают, что перспектива Siemens на российском рынке "негативна": компания теряет не только рыночную долю, но и партнеров. Во втором квартале некоторые игроки вообще могут отказаться от закупок телефонов Siemens. Довольно высокие розничные продажи в первом квартале были у Sony Ericsson, что объясняется положительным имиджем аппаратов в глазах потребителей. "Маржа для продуктов Sony Ericsson была одной из максимальных, что делало их привлекательными для дистрибуторов",- считают в MRG. Компании LG в первом квартале удалось уменьшить количество бракованных моделей, хотя по сравнению с другими вендорами у LG таких телефонов больше всего. По мнению MRG, LG останется в 2005 году лидером среди производителей второго эшелона, хотя в целом позиции производителей второго эшелона в условиях роста рынка ухудшились. Деловая газета "Бизнес" |