24.05.2005
Efes

«Efes „соскочил“ по непонятным причинам». На смену турецким покупателям «Пивоиндустрии Приморья» пришли другие



Как стало известно „Ъ“, дочерняя структура турецкой компании Efes — «Пивоварня Москва-Эфес» отменила свои планы по приобретению ОАО «Пивоиндустрия Приморья» (ПИП), которые вынашивала около года. Как пояснил „Ъ“ директор завода Владимир Строганов, Efes отказался от сделки по непонятным местному менеджменту причинам.

«Пивоиндустрия Приморья» является основным предприятием Приморского края по производству пива. Мощность завода составляет 7,2 млн дал пива. Объем производства в 2000 году составил 4 млн дал, в 2004 году — порядка 3 млн дал (всего в Приморье в прошлом году было разлито 3,6 млн дал пива). В конце 90-х годов контрольный пакет акций ПИП принадлежал ОАО «Приморское морское пароходство». Владелец решил продать непрофильный актив. На приобретение «Пивоиндустрии Приморья» претендовала индийская группа Sun, входившая в альянс с бельгийской Interbrew, скупавшая ценные бумаги завода у его акционеров. Sun Interbrew довела свою долю в ПИП до 29,81% акций (формально пакет акций принадлежит Sakatini Ltd.).

По информации „Ъ“, существовали некоторые договоренности о сделке между ПМП и Sun Interbrew, однако в 2000 году контроль над компанией установила соково-молочная Wimm-Bill-Dann (WBD). Приобретенные WBD в рамках дифференциации производства пивзаводы вошли в специально созданную группу ЦЕПКО. Однако WBD не смогла справиться c неспецифическими активами, и завод пришел в упадок. В 2004 году ЦЕПКО вывела из своих активов ПИП вместе с «Москворецким пивзаводом» в ООО «ПТГ „Русич“».

В 2004 году приморским заводом заинтересовалась дочерняя компания турецкой Efes — «Пивоварня Москва-Эфес». Шел переговорный процесс, делегации от Efes неоднократно посещали пивзавод во Владивостоке. Весной этого года сделка должна была совершиться. Однако, как стало известно „Ъ“, турецкая компания резко изменила свои планы относительно «Пивоиндустрии Приморья». Как сообщил „Ъ“ неофициальный источник на предприятии, «Efes стопроцентно отказалась от сделки». Эту информацию подтвердили в администрации Приморского края и в руководстве ПИП. Как сообщил „Ъ“ генеральный директор завода Владимир Строганов, «Efes «соскочил» по совершенно непонятным мне причинам, о которых я могу только догадываться. На 90–95% были все предпосылки для совершения сделки».

Вчера завершился визит на «Пивоиндустрию Приморья» делегации другой компании, которая проявляет серьезный интерес к заводу. Имя этого игрока, с которым в настоящее время ведутся переговоры, не называют. Господин Строганов дал следующий комментарий: «Я могу сказать, что это крупная профильная компания, ведущая пивной бизнес, в том числе и производственный. У нее интерес к регионам. Есть надежда, с высокой долей вероятности, что в ближайшее время состоится сделка. Я надеюсь на лучший исход для завода».

Планируется, что компания, которая изъявила желание купить ПИП, примет решение после возвращения в Москву до конца мая. Одним из наиболее вероятных покупателей ПИП эксперты считают Sun Interbrew, которая всегда претендовала на владивостокский завод. Они утверждают, что холдингу «Пивоварни Ивана Таранова» и «Балтике» нет смысла ставить в регионе вторые пивоваренные заводы, поскольку имеющихся мощностей вполне достаточно. А пиво «Клинское» и «Толстяк», производимые заводами Sun Interbrew, по словам представителя одного из консалтинговых агентств Владивостока, являются лидерами продаж в городе. Следовательно, Sun было бы выгодно начать производство пива на месте, сократив транспортную составляющую.

Впрочем, пивзаводом могут интересоваться другие крупные игроки рынка, не представленные на Дальнем Востоке — Heineken Russia, купившая ЦЕПКО уже после выхода из нее ПИП, «Очаково», «Красный Восток» и др. В случае, если в мае у ПИП так и не появится инвестора, летом на предприятии будет введена процедура банкротства. У завода нехватка оборотных средств, имеются большие долги по налогам. «Оборотных средств действительно нет, продажи минимальные, но производство не остановлено. Идет дозированный выпуск продукции, гораздо меньший, чем покупательская способность», — сообщил Владимир Строганов.

МАРИНА КРАВЧЕНКО

КоммерсантЪ