ГАЗ реформирует сбытовую сеть. До половины дилеров Горьковского автозавода могут лишиться статуса
РОМАН ГУЛЯЕВ
Вслед за АвтоВАЗом новые требования к своей дилерской сети разработал другой крупный российский производитель - ГАЗ. Участие в обновленной дилерской сети обойдется недешево: дилеру в Москве придется инвестировать от $1 млн до $3-5 млн. А сама сеть, по мнению участников рынка, может сократиться практически в два раза.
На этой неделе в Киеве открылся новый фирменный салон ГАЗ, построенный в соответствии с новыми стандартами. Украинская столица в этом отношении опередила российскую. Как заявил "Бизнесу" генеральный директор компании "Русские машины" (сбытовая структура ГАЗа) Александр Ливадченко, первый такой салон в Москве откроется в сентябре. Он будет в составе нового комплекса компании "Автомир", который строится на пересечении Иркутской и Байкальской улиц близ Щелковского шоссе. Новые стандарты ГАЗа к дилерской сети можно считать похожими на те, какие требуют от партнеров иностранные автопроизводители,- они устанавливают требования к оформлению шоу-рума, представлению в нем автомобилей, сервисному центру и т. п. Как сообщил "Бизнесу" директор поставок автомобилей отечественного производства компании "Автомир" Игорь Кроливец, в качестве фирменных цветов ГАЗ выбрал белый и синий. Точно такие же цвета - у ВАЗа и некоторых иностранных производителей (например, Ford, Hyundai). "Улучшение стандартов обслуживания совпадает с появлением нового модельного ряда завода: вышел на рынок грузовик "Валдай", скоро появится "Волга" с двигателем Chrysler. Также рынок ждет обновления "Газели"",- считает Кроливец. Как заявил "Бизнесу" Ливадченко, инвестиции в комплекс, построенный по новым технологиям в Москве, могут составить до $3-5 млн. Кроливец уточнил, что эта сумма относится скорее к монобрэндовым комплексам: салон в составе мультибрэндового центра позволяет существенно - в два-три раза - сократить затраты на марку. "Если $1-2 млн - относительно небольшая сумма, то за $3-5 млн можно построить хороший салон для иномарки. А ситуация на рынке показывает, что именно за ними будущее",- считает директор проекта Auto-Dealer.Ru Олег Дацкив. Такие инвестиции могут позволить себе не все дилеры. "Те, кто существует только за счет продаж отечественных машин, стараются вкладывать в бизнес минимум: сервис и качество в этом ценовом сегменте для клиента - не на первом месте. И такой подход не подразумевает инвестиций",- считает Дацкив. "Есть опасение, что наше руководство не пойдет на затраты",- заметил на условиях анонимности представитель компании "Даниан". По словам Ливадченко, ГАЗ в Москве может сократить дилерскую сеть почти наполовину, зато оставшиеся будут по-настоящему качественными дилерами. Как заявил "Бизнесу" один из участников рынка, всерьез готовы заниматься маркой ГАЗ только шесть официальных дилеров: "Автомир", "Автофристайл", "Инком-Авто", "Развитие Новый век", "Темп Авто", а также собственная структура "Русских машин" - "АвтоГАЗ". Схожие действия в отношении дилерской сети в прошлом году начал АвтоВАЗ. В ходе реструктуризации сети продажи автомобилей Lada в Москве, как уже писал "Бизнес", упали. По словам заместителя директора по связям с общественностью АвтоВАЗа Александра Громкова, следование дилерами единому стилю позволяет как минимум не сократить продажи в долгосрочной перспективе. "Мы должны жить по тем правилам, которые диктует рынок. Если потребитель от нас ждет повышения качества обслуживания, то мы должны изменить требования к дилерам",- заметил Громков. Олег Дацкив считает, что улучшение качества салонов, возможно, "сдерживает агонию традиционного отечественного автопрома": "Вероятно, с увеличением требований к дилерам АвтоВАЗу удалось удержать какую-то часть клиентов, которые "доросли" до покупки машины в нормальном месте, а не под мостом или у столба. Но целевая аудитория отечественных автопроизводителей имеет тенденцию к уменьшению". Кроливец из "Автомира", однако, считает, что новый подход будет способствовать увеличению продаж автомобилей ГАЗ. "Он позволит привлечь тех, кто устал от традиционного отечественного подхода. Клиент все равно поймет, что качество и, что особенно важно для российских машин, хорошая предпродажная подготовка стоят денег",- говорит он. Впрочем, по мнению Кроливца, полностью избавиться от "серых" дилеров, продающих машины с открытых площадок и из гаражей, отечественным автозаводам в ближайшей перспективе не удастся.
Деловая газета "Бизнес"
|