30.05.2005

«Янтарь» и «Дружба» – сырки раздора



Сырки «Янтарь» и «Дружба» Самые что ни на есть настоящие плавленые сырки «Дружба» и «Янтарь» теперь будут выпускаться только заводом «Карат». Роспатент закрепил за заводом авторские права на эту продукцию. А «Карат» совсем не вредничает и обещает, что выпускать эти сырки можно будет и другим производителям, но только с некоторыми изменениями.

По данным TNS Gallup Media, марки плавленых сыров «Дружба» и «Янтарь» знают соответственно 71,5 и 67% российских потребителей, конкурирующую финскую марку Viola – 58%. По оценкам «Карата», емкость российского рынка плавленых сыров составляет 500 тыс. тонн в год. Из них 200 тыс. приходится на импорт. Производством плавленого сыра в России занимаются в общей сложности 150 молокоперерабатывающих заводов и небольших сыроделен.

Бренды «Дружба» и «Янтарь» отныне принадлежат исключительно заводу «Карат». После долгих разбирательств Роспатент наконец-то решился утвердить эксклюзивные права «Карата» на эти марки. Как оказалось, еще 16 мая Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам утвердила право на производство плавленых сыров «Дружба» и «Янтарь» за заводом «Карат». О своем решении Роспатент сообщил «Карату» в конце недели.

Все началось с того, что в 2000 году завод «Карат» принял решение зарегистрировать право на сырные бренды «Дружба» и «Янтарь». С тех пор компания вложила в продвижение брендов 6 млн евро, в частности, более 1 млн евро было потрачено на рекламу.

Некоторое время спустя завод потребовал прекратить выпуск сыров всеми остальными предприятиями на том основании, что изначально эти марки принадлежали «Карату».

После распада Советского Союза правом выпускать сыры «Янтарь» и «Дружба» обладали не менее 20 предприятий. И теперь отказываться от выпуска столь популярных продуктов, естественно, не спешили. Bедь, по данным Молочного союза, 15% всех продаваемых плавленых сыров в России приходится на «Янтарь» и «Дружбу», а 40% покупателей плавленых сыров, по данным исследовательской компании «Комкон», покупают именно эти марки.

В свое время брeнды «Дружба» и «Янтарь» попали в «чужие» руки из-за того, что ВНИИ маслоделия и сыроделия города Углича продавало всем желающим организациям свои технические условия на выпуск плавленых сыров, при этом незаконно указывая в них товарные знаки «Дружба» и «Янтарь», принадлежащие соответственно ЗАО «Карат».

Некоторое время спустя после желания «Карата» утвердить свои права на марки сразу несколько предприятий, в том числе крупнейший в стране воронежский завод плавленых сыров «Янтарь» и московский «Ростагроэкспорт», обратились с возражением в Роспатент, посчитав, что «Карат» не вправе требовать эксклюзивных прав на сырные бренды. «Ростагроэкспорт» даже нашел себе союзника в лице крупнейшего производителя молока в стране — компании «Вимм-Билль-Данн», которая консультировала противников «Карата».

Тогда председатель совета директоров и совладелец компании «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили заявил, что компания намерена лишить «Карат» прав на марки «Дружба» и «Янтарь». По его мнению, марки должны быть доступны всем желающим производителям сыров.

Теперь же «Вимм-Билль-Данн» спокойно сообщает о том, что против нынешнего решения Роспатента в компании возражать не будут. «У нас есть свои марки плавленых сыров, пока нам вполне достаточно их», – рассказали в пресс-службе компании. А вот в компании «Ростагроэкспорт» юрист Владимир Карпашов сказал «Газете.Ru»: «Впервые слышу о том, что у "Карата" теперь права на "Дружбу" и "Янтарь". Быть такого не может».

Генеральный директор ЗАО «Карат» Владимир Корсун, в свою очередь, надеется, что после окончательного решения Роспатента наконец-то снизится количество контрафактной продукции. «Мы будем продолжать жестко вести борьбу с недобросовестными производителями, которые маркируют свою продукцию нашими товарными знаками. Для потребителей снизится риск приобретения некачественной продукции», – рассказал директор. При всем этом господин Корсун обещает, что отныне он готов бесплатно предоставлять право на использование марок «Дружба» и «Янтарь» другим компаниям, но только с тем условием, что производитель полностью изменит внешний вид товара, упаковку и несколько переменит название.

Корсун еще раньше говорил о том, что качество — это дорогое удовольствие, а линия для производства качественных сыров стоит около $2 млн, что не каждому предприятию может быть под силу. Он уверен, что коллективное пользование брендами «Дружба» и «Янтарь» приведет к снижению спроса на эти сырки и падению их качества.

Эксперты патентного права подтверждают, что ситуации с дележкой советских брендов будут возникать на рынке еще долго, потому что нынешнее законодательство имеет много лазеек для возможности оспорить право того или иного производителя. То же самое касается и советских марок. Можно отсудить марку на основании свидетельства о том, что компания начала выпускать эту марку раньше конкурентов, можно найти авторов-разработчиков торгового знака и уговорить их оспорить авторское право.// Анна Дорофеева

Газета.RU