Производители мороженого в преддверии летнего сезона прогнозируют рост цен на свою продукцию до 10-20% в связи с введением нового ГОСТаПроизводители мороженого в преддверии летнего сезона прогнозируют рост цен на свою продукцию до 10-20% в связи с введением нового ГОСТа. С одной стороны, новые стандарты качества должны напомнить потребителям уже забытый вкус отечественного сливочного мороженого. С другой стороны, участники рынка считают, что новый ГОСТ приведет к постепенному уходу с рынка небольших игроков. По данным Госкомстата, в первые три месяца 2005 года рынок мороженого Северо-западного региона продемонстрировал сокращение производства на 50,7% (до 7,2 тыс. тонн). И, по прогнозам производителей, в текущем сезоне не следует ждать сколько-нибудь заметного роста рынка. Напомним, что за последние 2 года рынок прибавлял "в весе" не более 3% в год. Такая безрадостная картина, по мнению большинства компаний, связана с тем, что уже третье подряд лето выдается холодным и дождливым. "В этом сезоне из-за погоды рост рынка опять будет незначительный. Поздняя и холодная весна уже привела к тому, что продажи в целом оказались на 15 процентов ниже ожидаемого уровня", — отмечает Светлана Ступина, заместитель генерального директора компании "Хладокомбинат #1". Вместе с тем, по оценкам большинства игроков, потенциал петербургского рынка достаточно велик. По данным Союза мороженщиков России, в среднем один петербуржец съедает в год 4 кг мороженого. В то же время по России эта цифра в два раза меньше (2,6 кг в год на одного жителя), а в Европе, где климат гораздо более мягкий по сравнению с российским, — в два раза больше (более 8 кг в год). "В случае если погода не подведет, а мороженщики начнут активнее продвигать свой продукт, то потребление мороженого в Северной столице постепенно начнет расти и к концу года может составить 4,5 кг на одного человека", — считает исполнительный директор Союза мороженщиков России Валерий Елхов. Рассчитывая расшевелить потребителя, который устал от бесконечной череды посредственных замороженных десертов и на яркую упаковку уже не реагирует, крупные производители наконец добились принятия новых стандартов качества. Новый ГОСТ вступил в действие с 1 января 2005 года. В соответствии с новыми стандартами, при изготовлении мороженого "пломбир", "сливочное" и "молочное" теперь запрещено использовать растительные жиры. Последние весьма популярны среди производителей, поскольку сливочная основа удорожает производство на 15-20%, такой продукт быстрее тает и меньше хранится. Растительная же основа позволяет получить более дешевый и "жаростойкий" продукт. Поэтому именно с таким мороженым охотнее работают оптовые поставщики. В итоге, по наблюдениям производителей, на рынке достаточно много подделок под сливочное мороженное, в составе которого использовано, к примеру, дешевое пальмовое масло. "По себестоимости такой продукт ниже, чем то мороженое, которое производится в соответствии с ГОСТом. Оптовые компании, которые привозят в Петербург такой товар, как правило, зарабатывают тем, что делают наценку до уровня более дорогого продукта городских производителей", — считает госпожа Ступина. Новый ГОСТ, по мнению Союза мороженщиков, защитит популярные сорта российского мороженого от подделок, но при этом выделит его в отдельную дорогую категорию. "Сейчас многие жалуются на то, что российское мороженое не вкусное. Традиционный сливочный вкус пропадает в 'букете' ароматизаторов, — говорит господин Елхов. — Новый ГОСТ предписывает использовать для производства мороженого молочного, сливочного или пломбира, более качественное и дорогое сырье, следовательно, цена мороженого вырастет на 10-20 процентов". Новый ГОСТ, по мнению участников рынка, не только повлияет на качество продаваемого мороженого, но и сыграет на руку крупным производителям. Как сообщил Ъ один из участников рынка, если крупные компании и чиновники органов сертификации качества продукции начнут дополнительно пропагандировать потребление именно сливочного мороженного (что вполне вероятно), то спрос на растительные позиции на рынке упадет и многие небольшие производства, сейчас конкурирующие с крупными производителями, вынуждены будут закрыться. "Производство станет для них нерентабельным", — сообщил собеседник Ъ. *** Продавцы "заморозки" укрупнились Как стало известно Ъ, петербургский дистрибьютер замороженных продуктов МБК и московский холдинг "Инко" завершили процедуру объединения. В ходе сделки акции МБК были приобретены столичным холдингом. Компания "Международный бизнес-клуб" (МБК) создана в 1996 году и занимает около 60% рынка дистрибуции замороженных продуктов в Северо-Западном регионе. Компания обслуживает более 2 тыс. клиентов в Петербурге, являясь дистрибьютером торговых марок "Дарья", МЛМ, "Талосто", Hortex и т. д. ЗАО "Инко" создано в 1990 году. Специализируется на импорте и дистрибуции продуктов глубокой заморозки, а также выпускает полуфабрикаты под собственным брэндом. В 2002 году структуры группы "Продо" (управляется Millhouse Capital, близкой к Роману Абрамовичу) приобрели контрольный пакет акций МБК у предпринимателя Олега Тинькова. В 2003 году Millhouse Capital выставила на продажу все предприятия, входящие в группу "Продо". Первой сделкой стала продажа МБК. Информация о ней появилась в конце сентября 2004 года. Как стало известно корреспонденту Ъ, в конце прошлой недели объединение компаний в единую структуру под названием холдинг "Инко" было завершено. Участники сделки отказались назвать ее сумму и прогнозируемый годовой оборот холдинга. Но, по оценкам аналитиков, стоимость контрольного пакета акций компании МБК обошлась холдингу "Инко" в $5-10 млн. "Ранее две компании конкурировали друг с другом. Теперь у холдинга нет крупных конкурентов в регионе, и новая структура 'Инко' начнет 'выдавливать' небольшие компании", — сообщили Ъ в компании "Дарья". "Доля рынка компании в Петербурге уже выросла на 5 процентов и будет продолжать расти", — согласен Юрий Кабушка, генеральный директор компании МБК. "Слияния и поглощения рынку только на пользу"
Алексей Абросимов, генеральный директор компании "Талосто":
"Прогнозировать уход с рынка небольших компаний преждевременно" Мария Шевченко, КоммерсантЪ YARMARKA.NET |