02.06.2005

Пельмени что-то не клеятся. Компания "Дарья" разошлась с дистрибутором



ЭЛЕОНОРА ПАХОМОВА


От продукции экс-лидера российского рынка пельменей компании "Дарья" начали отказываться дистрибуторы. Один из крупнейших партнеров компании "Кайрос" разорвал с производителем контракт, ссылаясь на неоправданные повышения цен и снижение продаж. Впрочем, в "Дарье" утверждают, что никакого снижения продаж нет, а от сотрудничества с "Кайросом" компания отказалась сама.
"Кайрос" продавал продукцию "Дарьи" в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове. О том, что дистрибутор больше не сотрудничает с петербургской компанией, "Бизнесу" рассказал коммерческий директор "Кайроса" Сергей Костромской. Эту информацию подтвердил и директор по продажам "Дарьи" в северо-западном регионе Александр Кузьмин.
Костромской говорит, что "Кайрос" отказался от работы с "Дарьей" с 1 июня. "С 1 мая "Дарья" повысила цену по некоторым позициям до 25%. За последние полгода компания поднимает цену на четверть уже второй раз, при этом продажи "Дарьи" постоянно подают, а маркетинговой активности нет. В конце 2004 года мы продавали 150 тонн продукции "Дарьи" в месяц, сейчас этот показатель втрое меньше",- говорит он. По продажам "Дарья" не выходила на заявленные объемы, но чтобы не портить отчетность, компания просила дистрибуторов брать дополнительные объемы продукции на склад, это происходило каждый месяц, утверждает Костромской. "После того как в "Дарье" подняли цену на 25%, мы совершенно перестали понимать их политику",- говорит он.
Однако в "Дарье" утверждают, что компания сама приняла решение сократить количество дистрибуторов, в том числе и "Кайрос". "Было распространено официальное письмо, сообщающее о сокращении нами количества дистрибуторов на территории Санкт-Петербурга. Сейчас осталось два дистрибутора - "Мега-опт" и МБК",- говорит Кузьмин. Они занимаются несетевой розницей (2,5 тыс. точек в Санкт-Петербурге), а розничные сети требуют, чтобы производители работали с ними напрямую, уточняет он. Кузьмин также уверяет, что никакого падения продаж у "Дарьи" нет.
Однако эту информацию опровергают и некоторые оставшиеся дистрибуторы "Дарьи". По оценке гендиректора компании ИНКО (включает в себя МБК) Николая Лихачева, за последний год продажи "Дарьи" упали в 2,5 раза. "У компании очень часто менялись управленческие команды, нет общего понимания того, куда "Дарья" должна прийти,- говорит он.- Впрочем, пока этот продукт будет для нас рентабельным, мы будем с ним работать. Это один из немногих брэндов, сделанных успешно, "Дарья" по-прежнему "номер один" в сознании людей".
О падении продаж "Дарьи", правда, не столь значительном, свидетельствуют и данные маркетингового агентства "Бизнес Аналитика": доля компании снизилась за год с 19% до 17,4% по стоимости. Конкуренты также подтверждают эту тенденцию. "В Санкт-Петербурге продажи "Дарьи" падают, ряд сетей на юге России выводит отдельные позиции "Дарьи" из ассортимента",- говорит директор по маркетингу "Равиолло" Николай Шумихин. "Возможно, "Кайрос" решил сконцентрироваться на других сильных брэндах или решил продвигать собственный брэнд "Круглый год"",- предполагает он.
Марка теряет позиции из-за того, что ей не хватает маркетинговой поддержки, считает директор по маркетингу компании "Мириталь" Наталья Романова. С ней соглашается директор по маркетингу "Морозко" Ольга Данилова. "Для пельменей в сегменте премиум нужна постоянная рекламная поддержка, нельзя расслабляться. Сейчас у "Дарьи" низкая рекламная активность, поэтому и продажи падают",- говорит Данилова. Она отмечает, что сейчас конкуренция на рынке обострилась, затраты на рекламу выросли в десятки раз. "Восстановить утраченные позиции практически нереально",- считает она.
Впрочем, Наталья Романова из "Мириталь" не исключает и того, что "Дарья" могла сама отказаться от сотрудничества с "Кайросом". "У "Дарьи" всегда были сильные позиции в городах-миллионниках и слабые в провинции. Компания могла отказаться от "Кайроса", если она не заинтересована в регионах",- предполагает она.


Деловая газета "Бизнес"