08.06.2005

Полезные или вредные



ЮРИЙ ХНЫЧКИН

Забавный опрос провел в конце мая ВЦИОМ: граждане России в количестве 1507 человек отвечали на вопросы социологов о своем отношении к крупным российским компаниям. Первый раз такой опрос состоялся в 2004 году, так что теперь можно оценить, что изменилось в общественном мнении за год. Особенно интересно посмотреть на соотношение ответов, данных при ответах на вопросы о полезности или, напротив, вредности деятельности той или иной компании для страны и граждан. Гордиться может Сбербанк: 23% опрошенных заявили, что его деятельность приносит больше пользы, чем вреда, в обратном же уверен только 1%.

"Антигероем" года стал ЮКОС: его деятельность признают полезным только 3% опрошенных, в то время как 12% полагают, что она принесла больше вреда. Год назад соотношение выглядело как 6% на 6%, то есть за год население определилось и окончательно перевело ЮКОС в категорию "вредителей". Впрочем, учитывая масштабы промывки мозгов, показатель вредоносности ЮКОСа выглядит довольно скромно.

Вот у кого бы эта величина точно бы зашкалила, проходи опрос на неделю позже, так это у РАО "ЕЭС России". Опрос проводился 21-22 мая, когда деятельность энергетиков сочли полезной 10% респондентов, а вредной ее назвали только 8%. Энергокризис случился 25 мая, а после него результаты были бы совсем иными: Чубайсу закатили бы столько "черных шаров", сколько никакому Ходорковскому не снилось. Сразу стало бы ясно, что отсутствие света в холодильнике волнует граждан гораздо больше, чем телепостановка о восстановлении попранной олигархами законности и справедливости. Негативное соотношение показателей пользы и вреда имеют также "Русский алюминий" (3% против 4%) и "Альфа-групп" (1% против 2%), причем обе - с тенденцией роста по сравнению с прошлогодними данными. Интересно, что аутсайдеры списка известности - "НИКойл", "Интеррос", "Система" и "Илим Палп" - были названы опрошенными только в числе "вредных" (возможно, что из-за малого числа респондентов эти ответы находятся в пределах статистической погрешности). Впрочем, такие ответы подтверждают имеющуюся у человечества привычку относить малоизвестные явления к разряду подозрительных.

Если говорить серьезно, то настораживает в целом положительное отношение к монополиям: то ли опрошенные не ассоциируют с таковыми "Газпром" и "ЕЭС России", то ли совершенно не представляют себе той фатальной роли, которую они играют в экономике, да чего уж там - не только в экономике, но и в опустошении их собственных кошельков.

Нам же, как тому профессору из анекдота, мечтающим "бросить все и махнуть в Урюпинск", милее всего позиция 9% опрошенных, которые дали категоричный ответ: "Я ничего не знаю ни об одной из этих компаний".

Деловая газета "Бизнес"