Финны отмоют Москву. Клининговая компания Lassila & Tikanoja купила российского оператора Alfa CleanВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ На российский рынок клининга начали выходить западные игроки. Крупная финская компания Lassila & Tikanoja (L&T), специализирующаяся на уборке помещений и переработке промышленных отходов, купила столичную Alfa Clean. Финны планируют закрепиться в России за счет работы по "белым" схемам. Однако российские клинеры указывают, что тем самым L&T увеличивает стоимость своих услуг вдвое, что может отпугнуть потенциальных клиентов. Вчера L&T объявила о покупке московского клинингового оператора Alfa Clean. "Приобретение является очередным шагом в стратегии компании L&T по вложению капитала в растущие рынки соседних с Финляндией стран",- говорит управляющий директор российского офиса L&T Владислав Потапенков. Около двух лет назад компания уже открыла представительство в Латвии, уточнил другой сотрудник российского подразделения L&T. По данным участников рынка, L&T искала партнера в России несколько лет. В частности, финны обращались в компанию "Ронова Клининг". "Lassila & Tikanoja некоторое время назад выходила с предложением о приобретении нашей компании, однако мы отказались. Такие же предложения поступали и другим крупнейшим игрокам рынка клининга - и ни один из них не дал положительного ответа",- говорит гендиректор "Ронова Клининг" Маргарита Авдеева. Причины отказа в компании не уточнили. Переговоры с Alfa Clean были более успешны. "Они начались около двух лет назад, думали о различных формах сотрудничества, даже о создании СП. Однако позже финны решили выкупить бизнес",- говорит Владислав Потапенков. Сумму сделки компании не раскрывают, гендиректор маркетингового агентства "Беш" Оксана Крымина оценила бизнес Alfa Clean в 1,5 млн евро. "Alfa Clean владеет спецификой местного рынка. Поэтому приобретение локального оператора вместо создания филиала с нуля является более прогнозируемым и привлекательным способом выхода на российский рынок",- уверена Крымина. L&T планирует заниматься в первую очередь уборкой офисных центров, гостиниц, торговых помещений, а также переработкой промышленных отходов. Пока L&T интересны лишь Москва и Подмосковье, в дальнейшем финны собираются усиливать выход в регионы. В том числе, возможно, и за счет покупки местных компаний, уточняет Потапенков. "Мы будем работать только по легальным схемам - сейчас большинство работают "всерую". Вначале нашими клиентами будут западные компании, которые привыкли работать "по-белому", потом надеемся привлечь и российские",- комментирует Потапенков. Участники рынка сомневаются, что работа по "белой" схеме станет серьезным преимуществом. "На рынке почти нет конкуренции, он занят всего на 18-20%. Борьба среди клининговых компаний есть лишь за знаковые объекты, такие, как Большой театр или Госдума",- говорит гендиректор крупной столичной клининговой компании "Империя чистоты" Сергей Петров. "В Москве почти нет компаний, которые работают "по-белому", потому что такие схемы увеличивают цену услуг вдвое. К тому же почти все снижают себестоимость за счет сокращения операций чистки в ущерб стандартам ее качества",- говорит другой участник рынка. Руководитель пресс-службы крупнейшего российского клинингового оператора "Корпусгрупп" Елена Васильева, напротив, считает, что западные технологии смогут стать конкурентным преимуществом L&T. "Другое преимущество - возможные инвестиции L&T в свой бизнес в России",- считает она. Эксперты уверены, что экспансия иностранных компаний на российский рынок продолжится. "Сейчас в России клинеры обслуживают 15% коммерческой недвижимости, в США этот показатель - 80%",- говорит Маргарита Авдеева. При этом рынок офисной недвижимости растет почти на 50%, одновременно увеличивается спрос, соглашается руководитель аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова. Деловая газета "Бизнес" |