15.06.2005

Переоценка цен. Разработан новый план борьбы с инфляцией



Вчера в правительство поступил проект доклада, подготовленного в Минэкономразвития, Минфине и ЦБ и озаглавленного "Факторы роста инфляции в 2004 году и январе–мае 2005 года. Меры, направленные на снижение темпов роста потребительских цен". Документ (он находится в распоряжении Ъ) предусматривает большой набор незамысловатых мероприятий, назначение которых – затормозить инфляцию: от антимонопольных расследований до продовольственных ярмарок.

Провал антиинфляционных планов этого года (ясно, что 8,5% годовых не будет – скорее всего, будут превышены и 10%) вызвал неудовольствие президента. Очевидно, что планы российских властей по улучшению благосостояния российских граждан, в том числе бюджетников, о которых специально напомнил президент в обоих посланиях – Федеральному собранию и бюджетном, обесцениваются неожиданно быстрым ростом цен. Правительство и само это почувствовало, поэтому весь этот год только и занимается тем, что готовит документы, посвященные аварийным мерам по обузданию роста цен. Почти три месяца назад (22 марта), когда стало очевидно, что планы снижения инфляции до 7,5-8,5% в 2005 году (после того как прошлогодний план в 10% был провален) не слишком реалистичны, Минфин, МЭРТ и ЦБ подготовили документ, который назывался "Меры, направленные на снижение темпов роста потребительских цен в 2005 году". Там говорилось, что в инфляции виноваты все: от граждан, страдающих чрезмерными инфляционными ожиданиями, до СМИ, злонамеренно сообщающих этим гражданам о провале антиинфляционного плана-2004. Правительство этот документ почему-то не устроил. Наверное, показался недостаточно внятным и радикальным. И о плане в 8,5% было забыто. Тем более что уже за первые пять месяцев года инфляция составила 7,3%. Теперь официальный ориентир – 10%. Но если учитывать вышеупомянутые достижения января–мая, то и этот ориентир кажется почти невероятным (не случайно в последнее время российские власти уповают на гипотетическую плодоовощную дефляцию летних месяцев). И вот появляется новый вариант антиинфляционных мер.

О чем говорится в новом документе? Его авторы с неожиданной откровенностью признают: несмотря на то что целевой уровень инфляции в 2005 году повышен до 10%, "при сложившихся тенденциях инерционная оценка уровня инфляции может составить 11-11,5% в 2005 году и 9-9,5% в 2006 году". А для достижения 10% во втором полугодии среднемесячный рост цен должен снизиться в четыре раза по сравнению с первым полугодием, не превысив 0,3% – а это "является крайне трудной задачей". Констатируют, что в 2005 году, в отличие от лет предыдущих, повышенные темпы инфляции объясняются немонетарными факторами. А именно ускоренным ростом цен и тарифов естественных монополий для населения (ЖКХ и муниципальный транспорт), опережающими темпами роста цен на продовольствие, в том числе импортное. Особо указывают на то, что рост бензиновых цен никакой роли здесь не сыграл.

После этого авторы доклада переходят к рассуждениям о перспективах торможения инфляции во втором полугодии. Особые надежды они возлагают на прекращение роста тарифов на электроэнергию и газ. Со своей стороны заметим, что, действительно, РАО ЕЭС и "Газпром" выбрали свою квоту повышения цен: 7,5% – РАО (правда, с учетом региональных компаний получилось 9,2%) и 23% – "Газпром". Но что касается тарифов ЖКХ, то они еще будут повышаться в июне-июле. Котельным нужны деньги на подготовку к зиме. А это значит, что ЖКХ добавит к инфляции еще не менее 1% годовых. Надо заметить, что и в докладе указывается, что "определенный потенциал дальнейшего роста тарифов ЖКХ (за счет водоснабжения, канализации и др.) еще остается. В июне–декабре он оценивается не менее чем в 1-1,8%". Надежды возлагаются также на постепенное замедление роста цен на мясо ("на этот процесс, по-видимому, влияет как расширение импорта, так и сдерживающее воздействие дороговизны мяса на рост спроса"). Последнее замечание выглядит особенно трогательно. Инфляция сама себя сдерживает: люди настолько напуганы ростом цен, что перестают покупать подорожавший товар. Наконец, некоторые надежды возлагаются на ожидаемое укрепление номинального курса рубля к доллару. Хотя в последние недели происходит как раз обратное: доллар укрепляется к рублю, но все равно признание весьма ценное. Власти по-прежнему планируют, если получится, использовать курсовую политику в антиинфляционных целях.

Заканчивается документ Минфина, МЭРТа и ЦБ эпическим перечнем краткосрочных мер по снижению темпов инфляции (имеется и перечень среднесрочных мер, но они инструментальной роли в сложившейся ситуации не играют). В отличие от предыдущего варианта, о злонамеренных СМИ, подогревающих инфляционные ожидания населения своими чрезмерно объективными сообщениями о ситуации с инфляцией, ничего не говорится. В качестве краткосрочных мер названы: недопущение чрезмерного роста бюджетных расходов в последние несколько месяцев года, быстрые и эффективные расследования антимонопольных нарушений, ведущих к росту цен, расширение полномочий региональных регулирующих органов, следящих за ростом цен в ЖКХ, проведение в осенне-летний период "ряда мероприятий в регионах по организации увеличения предложения продовольствия местного производства (типа продовольственных ярмарок)". Ъ будет следить за подготовкой очередных антиинфляционных предложений. А они наверняка последуют по мере срыва очередных плановых заданий.

СЕРГЕЙ Ъ-МИНАЕВ, КОНСТАНТИН Ъ-СМИРНОВ, ПЕТР Ъ-НЕТРЕБА

КоммерсантЪ