Шоу одной компании. Рынок кваса растет на 30-35% в годВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ В начале июня в Москве прошел фестиваль кваса - это мероприятие становится началом пикового сезона продаж традиционного русского напитка. В прошлом году рынок вырос на 30% и составил $110 млн в денежном выражении и 16 млн дал - в натуральном, при этом почти половина рынка пришлась на столицу. Аналитики прогнозируют и в этом году рост на 35%. После длительного периода стагнации в последние два-три года рынок стал активно развиваться. По данным ИК "Финам", в 2002 году объем рынка в денежном выражении составил $50 млн, в 2003-м - $75 млн, наконец, в 2004 году - $110 млн и 16 млн дал - в натуральном. При этом почти половина рынка приходится на Москву - $55 млн и 6 млн дал соответственно. Эксперт "Финама" Игорь Веретенников прогнозирует рост в этом году на 35%, по сравнению с 30% в прошлом. С цифрами "Финама" в целом согласны и другие исследователи. По данным "Бизнес Аналитики", доля сегмента кваса в объеме газированных безалкогольных напитков в стоимостном выражении в Москве увеличилась с 3,1% в 2002 году до 5,3% в прошлом. "В 2003-2004 годах квас рос вместе с рынком безалкогольных напитков, который сильно прибавил в деньгах за счет снижения курса доллара",- пояснила аналитик "Бизнес Аналитики" Снежана Равлюк. Эксперты объясняют столь резкий рост продаж федеральной рекламной кампанией кваса "Очаково". "Реклама компании, пожалуй, стала наиболее сильным стимулом для развития квасного рынка",- говорит эксперт "Финама" Игорь Веретенников. Разделить успех "Очаково" собирается все большее число производителей. Так, если в июне прошлого года квас производили около 320 компаний, то в мае этого - уже 370. Однако реальной конкуренции безоговорочному лидеру сегмента пока не смог составить никто. По данным "Бизнес Аналитики", крупнейшие игроки столичного рынка - "Очаково" с 71,8%, "Кваспром" - 7%, "Бородино" - 5%, "Останкинский завод напитков" - 4,5%. Весьма вероятно, что в этом сегменте и далее будет доминировать "Очаково". Во-первых, у производителей есть сложности в работе, связанные с сезонностью продукта. Так, например, "Ост-аква" производит свой квасной напиток "Черноголовский хлебный" лишь в летний сезон. Во-вторых, для производства кваса нужны специфические технологические мощности, отличающиеся от тех, на которых разливают слабоалкогольные напитки. Поэтому лидеры рынка напитков пока не спешат побороться с "Очаково" за квасной сегмент. "Несмотря на то что квас популярен среди россиян, Coca-Cola не располагает мощностями для производства кваса, поэтому в нашем ассортименте его нет",- говорит пресс-секретарь компании Владимир Кравцов. Однако реальными конкурентами "Очаково" могут стать отечественные компании. В начале года был запущен специализированный завод "Першинъ" в Рязанской области. По словам одного подмосковного производителя, в этот проект вложены рекордные для отрасли $50 млн. "Потребление кваса сравняется с Coca-Cola и Pepsi через пять лет" Российский рынок кваса демонстрирует высокие темпы роста в минувшие несколько лет, что не в последнюю очередь объясняется активностью в этом сегменте МПБК "Очаково", который два года назад впервые запустил рекламную кампанию на федеральных телеканалах. О том, как будет развиваться рынок кваса дальше, корреспонденту "Бизнеса" Василию Дмитриеву рассказал коммерческий директор МПБК "Очаково" Вячеслав Меркулов. - Квас - традиционно русский напиток. Однако рост сегмента начался всего не более пяти лет назад. Что сейчас происходит на рынке? - В советское время квас продавался большими объемами, но в период перестройки все рухнуло. Конечно, где-то производство осталось, но оно вызывало много вопросов, особенно с точки зрения санитарных условий. Три-четыре года назад мы начали изучать этот рынок: у нас не было опыта продаж в этой категории, кроме того, мы выясняли технологии производства. Нам же пришлось бороться со стереотипами потребителей: они считали, что квас может продаваться только в бочках. Сейчас ситуация изменилась, потребители готовы пить квас в ПЭТ-упаковке. Запустив рекламу на федеральном уровне, мы фактически заново создали эту товарную категорию. Уверен, что в ближайшие пять лет потребление кваса сравняется с Coca-Cola и Pepsi. - За счет чего возможен такой рост? - Мы сделаем упор на дистрибуцию. Кроме того, недавно стали разливать квас в кеги для продажи в ресторанах. Сейчас спрос на такой квас очень высокий, мы с ним не справляемся. В следующем году будем расширять линейку и производство. - Не секрет, что квас - напиток специфичный с ярко выраженной сезонностью. Как вы решаете эту проблему? - Действительно, хотя мы не останавливаем производство в течение года, объем продаж снижается в пять-шесть раз. И несмотря на то, что часть оборудования зимой простаивает, летняя выручка позволяет получать прибыль по итогам года. Маржа здесь, кстати, сопоставима с пивной - 15%. Самая большая сложность - резкий рост и падение продаж. Важно уловить момент, когда следует затормозить производство, так как срок хранения небольшой. Сейчас в ПЭТ-упаковке можем гарантировать качество 60 дней, в банке - 90. По этой причине, кстати, непросто создать федеральный брэнд: необходимо обеспечить доставку продукции в розницу за двое-трое суток. Столь оперативно мы можем обеспечить розницу в радиусе 1,5 тыс. км от своих квасных производств в Москве, Пензе и Краснодаре, поэтому центральную Россию закрываем. Если решим выходить на Дальний Восток, то в этом способна помочь алюминиевая банка. - Сейчас основные производители кваса - небольшие компании. Ожидаете ли вы обострения конкуренции в связи с приходом новых игроков? - Действительно, на рынке кваса стали появляться новые производители: например, недавно был запущен завод "Першинъ" в Рязанской области. Однако, с одной стороны, стоимость оборудования для производства кваса: поскольку есть процесс брожения, она сопоставима с ценой пивного и на порядок больше, чем у производителей прочих безалкогольных напитков. С другой - специализироваться компании на квасе сложно, так как сезон длится всего три месяца. А ведь остальные девять необходимо содержать людей, платить зарплату. Поэтому на рынок кваса в первую очередь будут выходить компании, работающие на рынке напитков и имеющие стабильные продажи. Деловая газета "Бизнес" |