Кто в ЕС, кто по дрова. Каждый из европейских лидеров несчастен по-своемуСегодня в Брюсселе начинает работу двухдневный саммит Евросоюза. Главных вопросов в повестке дня два: что делать с евроконституцией после провала референдумов во Франции и Нидерландах и как формировать бюджет ЕС на 2007-2013 годы. Судя по всему, ни по одному из этих вопросов особого единства во взглядах лидеров стран ЕС не предвидится. Европа останется без конституции Провал референдумов в Франции и Нидерландах (29 мая и 1 июня соответственно) и последующий отказ Великобритании от ратификации общеевропейской конституции со всей остротой поставили вопрос о будущем европейского единства. Лидеры многих стран, еще не ратифицировавших конституцию, заявили, что ее судьба будет зависеть от решений, принятых 16-17 июня в Брюсселе. Об этом, в частности, заявили главы правительств двух скандинавских стран, где весьма сильны евроскептические настроения, премьер Швеции Йоран Перссон и его датский коллега Андерс Фог Расмуссен. В Дании референдум намечен на 27 сентября, в Швеции предполагается ратификация евроконституции парламентом, возможно, в декабре. Предчувствуя возможное увеличение числа "отказников", глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу во вторник призвал лидеров государствчленов ЕС к благоразумию, посоветовав взять паузу, чтобы лучше осознать, что произошло и что делать дальше. По мнению господина Баррозу, это единственная возможность избежать нового "нет" на референдумах. "Я вижу, я чувствую такую опасность", заявил глава Еврокомиссии, отметив, что если лидеры стран ЕС не сумеют вновь завоевать доверие граждан, то Евросоюз ждет перманентный кризис. На сегодняшний день в наиболее сложном положении находится премьер Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Во-первых, его страна до конца июня занимает пост председателя Евросоюза и, значит, косвенным образом несет ответственность за происшедшие провалы, а во-вторых, 10 июля в Люксембурге пройдет свой референдум по евроконституции. И хотя пока, согласно опросам, сторонников конституции в Люксембурге больше, чем противников, разрыв сокращается, и премьер Юнкер уже пообещал, что в случае провала референдума уйдет в отставку. Как бы то ни было, уже вполне очевидно, что евроконституция не вступит в силу в 2007 году, как планировалось первоначально. Лондон и Париж делят деньги Второй вопрос, включенный в повестку дня саммита, не менее сложен и вызывает, пожалуй, еще большие разногласия. Суть проблемы в том, что еще в 1984 году, во времена премьерства Маргарет Тэтчер, Великобритания добилась уменьшения своего ежегодного взноса в общий бюджет ЕС на том основании, что она не пользуется сельскохозяйственными субсидиями. На сегодняшний день размер этой скидки составляет порядка €5 млрд ($6 млрд) в год. После расширения ЕС за счет стран Восточной Европы, основу экономики которых как раз составляет сельское хозяйство (а оно в них убыточно), вопрос о субсидиях приобрел особую остроту. В результате в странах континентальной Европы стали все громче звучать призывы отменить скидку для Великобритании. Тон задает Франция не только в силу давнего соперничества двух стран, но прежде всего потому, что Франция один из главных получателей сельхозсубсидий. Этот вопрос был в центре внимания встречи премьера Великобритании Тони Блэра и президента Франции Жака Ширака в Париже в минувший вторник. Заявление премьера Блэра по окончании полуторачасовой встречи прозвучало весьма резко и недипломатично. Вопреки протоколу он провел пресс-конференцию один, без своего партнера по переговорам, и прямо заявил об "острых разногласиях" между ним и президентом Франции по вопросу формирования бюджета ЕС, отметив, что до четверга преодолеть эти разногласия будет очень трудно. При этом Тони Блэр высказал мнение, что управлять Европой так, как это делалось раньше, более невозможно. "Франко-германские отношения очень важны, но ими не исчерпываются силы, которые движут Европой", заявил он. Президент Ширак лично комментариев не дал. За него все сказал его пресс-секретарь Жером Боннафон. По его словам, президент Франции пытался "добиться разумного и справедливого соглашения, что требовало усилий с обеих сторон" и особо подчеркнул, что "в нынешней ситуации политического кризиса не следует усугублять его финансовыми проблемами". Каждому свое Провал евроконституции и франко-британское противостояние по бюджету не единственные проблемы, с которыми столкнутся лидеры 25 стран Евросоюза в Брюсселе. Следует ожидать, что лидеры других стран приедут в штаб-квартиру ЕС каждый со своей повесткой дня. Едва ли не самые амбициозные планы вынашивает Польша, которая, с одной стороны, претендует на особую роль среди новых стран-членов, а с другой является наряду с Францией одним из главных получателей сельскохозяйственных субсидий. В связи с этим для Варшавы крайне важно добиться того, чтобы разногласия Лондона и Парижа не привели к срыву принятия бюджета ЕС. Кроме того, Польша, в отличие от других стран, отказавшихся от ратификации конституции или рассматривающих такую возможность, стремится продемонстрировать свою приверженность идее общеевропейского единства. Пока из Варшавы не поступало сигналов, указывающих на то, что поляки намерены отменить референдум, намечаемый на октябрь, хотя сроки его проведения могут быть изменены, если решения, принятые на саммите, будут не слишком определенными. С особым вниманием за встречей в Брюсселе будут следить в столицах странкандидатов на вступление в ЕС Болгарии и Румынии. Дело в том, что после провала референдумов по конституции в ЕС все чаще стали говорить о необходимости притормозить процесс принятия новых членов, в связи с чем странам-кандидатам стали предъявляться все новые требования. В понедельник в Брюсселе прошла встреча глав МИДов стран ЕС, на которой вопрос о возможной отсрочке принятия Болгарии и Румынии (пока намечаемого на 2007 год) прозвучал открытым текстом. "Хромые утки" Не добавляет оптимизма участникам саммита и тот факт, что в силу разных причин лидеры ведущих стран ЕС оказались в роли "хромых уток" (так принято называть лидеров, утративших доверие общества и доживающих последние месяцы на своих постах). Как предсказывают большинство наблюдателей, в течение ближайшего года могут смениться лидеры как минимум трех крупных стран Европы Германии, Польши и Италии. В Германии и Польше правящие партии переживают самый серьезный кризис за последние годы, и в обеих странах парламентские выборы состоятся досрочно. Канцлер Германии Герхард Шредер, как ожидается, объявит дату новых выборов до конца этого месяца, а все опросы отдают победу на них его политическим оппонентам. Президентские выборы в Польше пройдут, как и запланировано, в октябре, но нынешний президент Александр Квасьневский на них баллотироваться не будет, а поддерживающий его альянс левых сил вряд ли может рассчитывать на победу на парламентских выборах и на победу своего кандидата на президентских. Едва ли лучше выглядят перспективы премьера Италии Сильвио Берлускони (там всеобщие выборы пройдут в первой половине следующего года). По мнению большинства аналитиков, итальянский премьер не сумеет удержаться у власти. Даже президент Франции Жак Ширак, которому предстоит оставаться на своем посту еще два года, рассматривается многими как политик, сильно растерявший авторитет и в своей стране, и в Европе в целом из-за провала референдума по конституции, которую он активно отстаивал. Наконец, премьер Великобритании Тони Блэр, которому вроде бы не о чем беспокоиться (он благополучно привел свою Лейбористскую партию к победе в мае этого года), тоже многими наблюдателями рассматривается если не как "хромая утка", то как "прихрамывающая". Дело в том, что решение отказаться от ратификации евроконституции и затянувший спор по поводу бюджетных отчислений были восприняты как претензии на особый статус Британии в ЕС, а это, в свою очередь, привело к тому, что британский премьер оказался в политической изоляции. Для Тони Блэра ситуация особенно неприятна тем, что с 1 июля Великобритания заступает на должность председателя ЕС, а при нынешнем раскладе сил рассчитывать на какие-то громкие успехи ему не приходится. КоммерсантЪ |