Телелидеры с Ариной Ъ-БородинойПо предварительным данным TNS Gallup Media, лидеры по объему среднесуточной доли аудитории остаются прежние: лидирует канал "Россия" (25,4%), показатели "Первого канала" вновь несколько уменьшились (20,7%), а у НТВ, напротив, выросли до 12,7%. В столице разрыв между лидерами несколько сократился: у"России" – 18,5%, у "Первого канала" – 17,1%, у НТВ цифры снизились до 15,2%. Прошедшая неделя была длиннее на один день и включала в себя сразу три выходных – из-за Дня России. В отличие от прошлых лет, на этот раз ни по стране в целом, ни в Москве программы выходных и праздничных дней уже не являлись наиболее рейтинговыми. Таких проектов в числе самых популярных оказалось меньше половины. Минувшая неделя весьма отчетливо показала, насколько заметную роль играют в эфире каналов сериалы. Именно отечественные сериалы за последние два-три телесезона стали основным форматом, который формирует костяк программной сетки, и этой тенденции предстоит играть определяющую роль и в будущем телесезоне, который начнется в сентябре. Если зритель, как говорят телевизионщики, подсел на сериал, то это главная удача канала. А если к тому же рейтинговый сериал идет в прайм или предпрайм, то это удача вдвойне, поскольку высокая доля аудитории сериалов, как правило, становится локомотивом для основного вечернего времени, когда у экранов телевизоров собирается максимальный процент зрителей. На минувшей неделе такая зависимость была наиболее отчетливой, особенно в столице. Так, уже вторую неделю подряд сериал "Тамбовская волчица" (непростые женские судьбы, так или иначе заплетенные в криминальные и детективные коллизии, в последние месяцы наиболее популярны у зрителей) на НТВ показывает растущую рейтинговую динамику. В Москве он стал самым популярным проектом недели со средней долей аудитории более 24%. Но сработала не столько тема сериала, и уж тем более не его творческое воплощение, а скорее программная связка в прайм: в 19.40 на НТВ выходили четыре премьерные серии "Адвоката" с Андреем Соколовым в главной роли (в столице этот проект смотрело в среднем более 20% аудитории), а дальше зритель оставался на "Волчицу", и процент зрителей во время его просмотра шел заметно вверх. Следствием повышенного зрительского интереса к сериальным линейкам на НТВ стало попадание в столичный Топ-10 выпуска новостей "Сегодня в 22.00" (после очередной серии "Тамбовской волчицы" зритель не ушел с канала, а остался и на новости), чего еще не было в этом телесезоне. Но качество и содержание выпуска сыграло здесь заметно меньшую роль – приоритетом стал именно интерес зрителей к сериалам. Хотя такой пример – когда зритель после сериала остается еще и на информационные программы или, наоборот, после новостей не уходит с канала, а остается на праймовый сериал – является идеальной схемой для программирования на универсальном общефедеральном канале, каковыми являются "Первый", "Россия" и НТВ. Примерно по такой же схеме на минувшей неделе попала в Топ-10 и программа "Вести" в 20.00 – она выходит на "России" между сериальными линейками, которые последние два месяца идут наиболее успешно, опережая своего главного соперника "Первый канал". На минувшей неделе на "России" закончился сериал "Надежда уходит последней", в центре сюжета которого была опять же нелегкая женская доля. Этот проект стабильно пользовался популярностью и по стране в целом, и в Москве (средняя доля аудитории – более 35%). Причем максимальный рейтинг пришелся на последнюю серию – это всегда характеризует, насколько стабильно зритель смотрит сериал и интересуется ходом развития сюжетных коллизий: доля аудитории в Москве – почти 30%, по стране – аж 37,5%. Редким примером того, что информационная программа практически никак не зависит от месяца и дня, в котором выходит, а также от программирования канала и сериалов, является основной праймовый выпуск "Вестей-Москва". Минувший телесезон стал наиболее удачным для программы с точки зрения рейтингов: у столичной аудитории она практически каждую неделю попадает в число самых популярных проектов недели. Причем у "Вестей-Москва" достаточно сложная и в общем-то невыигрышная схема расположения в сетке вещания: программа выходит вслед за "Вестями" федеральными, предваряя выпуск программы "Спокойной ночи, малыши", на которой неизменно заметно падает доля зрителей на канале "Россия" (поскольку детская программа – социально значимый проект, двигать его по сетке руководство канала уже не может). Но, несмотря на это, доля аудитории растет на канале в прайм чаще всего именно на начале выпуска столичных новостей (такая же тенденция наблюдается и по стране в целом, где в то же время, что и "Вести-Москва", идут местные новости для каждого региона), что говорит о стабильном и целевом интересе зрителей к программе "Вести-Москва". А лидером среди всех сериалов остаются "Кармелита" и "Исцеление любовью" на "России". Им по-прежнему нет равных, а их доля аудитории, несмотря на наступление лета, нисколько не снижается, а находится на том же высоком уровне – в среднем около 50%. Если посмотреть на двадцатку проектов, учитывая все выходы программ, а не только на Топ, в который входят серии проектов с максимальным рейтингом, то Топ-20 по стране в порядке убывания выглядит так: пять серий "Исцеления любовью", пять серий "Кармелиты", пять серий "Надежда уходит последней" (это все части, которые выходили на неделе), два выпуска "Кривого зеркала" на каждом из госканалов и их же политические проекты – "Вести недели" и информационно-аналитическая программа "Время". И еще программа "Вести. Дежурная часть", которая все чаще попадает в Топ из-за сериальных предпраймовых линеек. Этот программный набор весьма показателен. Как говорил когда-то в программе "Итоги" Евгений Киселев, "если бы выборы президента России состоялись на этой неделе, то вот какими были бы итоги голосования". Так и в этом случае, если данные телевизионных измерений зрительских пристрастий соотнести с социальной характеристикой населения, то, исходя из данных прошлой недели, получится весьма отчетливый и характерный срез: население страны интересуется лишь более чем стосерийными мыльными операми, развлекательными форматами, уровень которых вряд ли может быть подвергнут анализу и разбору, а также двумя итоговыми политическими форматами госканалов, которые своей мощью (в том числе и идеологической) подмяли под себя всю аудиторию страны. Зритель, который выбирает и с удовольствием смотрит такие проекты, вряд ли может быть политически и общественно активным. Впрочем, оптимизм внушает тот факт, что аудитория двух крупнейших каналов – "Первого" и "России" – это все-таки консервативные зрители с не самым высоким уровнем образования и доходов, в большинстве своем старше 40 лет. Стоит отметить весьма заметный рейтинговый успех программы "Вести недели" – редкий случай, когда программа вошла в число самых популярных проектов недели и в столице, и по стране в целом. В среднем ее доля аудитории составила около 30%, что является высочайшим показателем для форматов такого жанра, а тем более в июне, когда пик сезона, в том числе и политического, далеко позади. Безусловно, в получении столь высоких цифр заметную роль сыграл тот факт, что программа Сергея Брилева шла в перерыве между выпусками "Кривого зеркала" (без этой программы в День России на канале, конечно, обойтись не смогли). Как чувствует себя сам господин Брилев при таком программном решении, когда политические итоги недели в день официального праздника страны подводятся в перерыве между выступлениями артистов из труппы Евгения Петросяна, неизвестно. Однако справедливости ради стоит отметить, что к началу "Вестей недели" процент аудитории заметно вырос, а по их окончании, когда началось продолжение "Кривого зеркала", часть зрителей с канала ушла. Иными словами, на "Россию" к 20.00 зритель, особенно столичный, пришел именно на итоговый формат. Возможно, аудитория хотела узнать о деталях взрыва поезда в Подмосковье, который произошел в этот день рано утром. Однако эта информация не была в эфире "Вестей недели" основной. Приоритет по традиции был отдан официозу – главной новостью стало выступление президента и пение им гимна во время праздничного концерта ко Дню России на Красной площади. Десять самых популярных программ у московской аудитории
Десять самых популярных программ у российской аудитории
КоммерсантЪ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||