27.06.2005

Еще одна энергетическая ценность картофеля фри



РИЧАРД ОРАНДЖ (RICHARD ORANGE)

Ресторанчик Rapido на Бротон-стрит в Эдинбурге, специализирующийся на картофеле фри с жареной рыбой, снискал сомнительную славу: он является духовной родиной батончиков "Марс" в кляре.
И пусть шотландские чиновники, отвечающие за здравоохранение, приходят в ужас, но для расположенной на окраине города компании Argent Energy наличие таких ресторанов - большой плюс.
Пристрастие шотландцев к жирному сделало Argent одним из ведущих национальных производителей биодизельного топлива в Великобритании.
Принадлежащий компании завод в Мотеруэлле стоимостью 15 млн фунтов стерлингов (22,5 млн евро, $27,5 млн), открывшийся в апреле, закупает оставшееся после приготовления картофеля фри растительное масло у ресторанов Северной Англии и Шотландии, а также животный жир на скотобойнях. Это сырье дает 50 тыс. тонн топлива в год. Полученный продукт перевозится танкерами на перерабатывающие заводы в Тисайде и Грейнджмауте, где смешивается с обычным дизельным топливом для получения биодизелей, реализуемых более чем сотней заправочных станций по всей стране.
Несмотря на грязное прошлое, характеристики топлива безупречны. Представители Argent утверждают, что выбросы углекислого газа у их топлива ниже, чем при использовании биодизеля из переработанных растений, например, из рапса. Кроме того, исчезает потребность в сбросе масла на свалку. Наконец, добавление его к обычному дизельному топливу повышает рабочие характеристики автомобиля и защищает двигатель.
Компания была создана Argent Group, производящей мясные продукты, при помощи венчурного капитала, предоставленного Cinven. К концу года она намерена зарегистрироваться на площадке AIM Лондонской биржи.
Но прежде компания намерена увеличить производство. Для этого ей, как и другим производителям топлива, необходимо найти новые источники горючих материалов. Впрочем, у Argent особые критерии. Компания отказалась от строительства завода на юге Англии, поскольку в этом регионе слишком серьезно заботятся о здоровье, а значит, могут возникнуть перебои в поставках. Вместо этого компания планирует соорудить завод на северо-востоке, поближе к любителям жареной картошки из Лидса, Брэдфорда, Миддлсбро и Ньюкасла, и еще два на дождливом северо-западе, где обилие пастбищ влечет за собой высокую концентрацию скотобоен.
Скорее всего, проблем со спросом не возникнет. Компания надеется, что к концу текущего года правительство обяжет британских розничных продавцов реализовывать определенный процент биодизельного топлива - то есть повторит схему, использованную для субсидирования ветряных электростанций. В соответствии с директивой ЕС о возобновляемом топливе, уже с этого года 2% топлива, потребляемого в Великобритании, должно происходить из возобновляемых источников, а к 2010 году доля такого сырья должна составить 5,75%. Практически же будет достигнут уровень менее 1%.
Впрочем, есть возможность строительства завода в штате Новый Южный Уэльс в Австралии, где уже работает материнская компания Argent, специализирующаяся на сельскохозяйственной продукции. В компании утверждают, что почти договорились о создании совместного предприятия для сооружения и эксплуатации завода, в три раза большего, чем шотландский. Здесь не столь популярна жареная картошка, однако более чем достаточно овец.



Деловая газета "Бизнес"